На остров Русский мы попали в конце жаркого второго дня пребывания в городе воинской славы Владивостоке... Почему вспомнила о воинской славе - а потому что на Русском очень много безмолвных, но таких «говорящих» свидетелей былых времён, ведь здесь на территории площадью меньше 100 кв.км. насчитывается 93 оборонительных сооружения: фортов и батарей. Конечно, тех нескольких часов, что мы провели на острове, не хватило бы, чтобы объехать даже небольшую часть этих объектов, да и не было таких целей, - мы увидели только одну батарею, но впечатления от острова получили в полной мере. А сам остров очень красив, особенно на закате...
Чтобы попасть на любом автотранспортном средстве на остров Русский, нужно проехать над проливом Босфор Восточный по Русскому мосту, ещё одному рукотоворному чуду (такому же, как и увиденный нами часом ранее Золотой мост), который был заметен издалека, с противоположного берега бухты Улисс:
Несколько поворотов вдоль берега бухты
- и вот он уже совсем рядом, верхушки пилонов очерчены на серой ткани облаков:
Мост на остров Русский, как и Золотой мост, был построен перед саммитом АТЭС, проходившем во Владивостоке в 2012 году.
Конечно, когда идёшь по такому грандиозному мосту, впечатления совсем другие, но этот мост, к сожалению, для пешеходов недоступен, разрешён проезд только для автомобилистов. Тем не менее, даже из машины гигантская конструкция поражает, некоторые размеры моста - одни из «самых-самых» в мире. Вот несколько характеристик Русского моста:
-общая протяжённость моста вместе с эстакадами составляет 3100 м;
-длина самого моста - 1883,53 м;
-высота пилонов - 324 метра (второе по высоте сооружение после французского виадука Мийо);
-длина центрального пролёта 1104 метра (самая большая в мире у подобных мостов).
По поводу пилонов Золотого и Русского мостов у местных жителей есть шутка - один называют девочкой, другой - мальчиком)).
Проектировщикам моста пришлось решать сложнейшие технические задачи, потому что климатические условия здесь непростые: очень большой перепад температур, от -31 зимой до +37 градусов летом; штормовой ветер достигает скорости 36 метров в секунду; во время шторма волны бывают до 6 метров высотой; зимой образуется лёд до 70 сантиметров толщиной!
Вид с Русского моста на полуостров Шкота:
Ванты Русского моста раскрашены в цвета российского флага, но на фоне серого неба это почти не видно(.
Мост закончился, но дорога вглубь осторова продолжается:
Эта асфальтированная трасса появилась здесь также перед саммитом АТЭС 2012 года, раньше на острове были только грунтовые дороги. По камням на обочинах можно понять, что не везде были идеальные условия для дорожников, кое-где строители буквально вгрызались в сопки:
Университетский проспект, видимо, названный в честь Дальневосточного федерального университета:
В сентябре 2012 года новый кампус Дальневосточного федерального университета принимал участников и гостей саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС. Позже и студенты смогли оценить новостройки, возведённые к такому ответственному событию.
В дни проведения саммита АТЭС президент Российской Федерации В.Путин торжественно передал студентам символический ключ от нового студенческого городка, правда, недоделки устранялись ещё целый год и только 1 сентября 2013 в новых корпусах университета на острове Русском начали учиться студенты. Сюда, кроме самого университета, переехали ещё 3 владивостокских вуза - Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ) и Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ), которые в 2010-2011 годах объединили с ДВГУ, таким образом, был образован Дальневосточный федеральный университет.
Мы в университет не заезжали, но территория, выделенная учебному заведению, поразила своими размерами - целых 54 гектара. Настоящий студенческий город да ещё на морском берегу!
С высоты дороги вид на бухту Балка - часть бухты Парис:
Интересно, что бухта Парис, как и некоторые другие бухты - Аякс (на берегу которой расположен ДВФУ), Патрокл, Улисс, Диомид - названы в честь русских военно-исследовательских судов, которые соответственно получили имена героев Древней Греции. Многие названия бухтам, заливам, проливам дал военный гидрограф Василий Матвеевич Бабкин во время похода на корвете «Новик» в 1862 году, он составил первые карты побережья Приморского края и залива Петра Великого. По результатам труда Василия Михайловича Бабкина и его команды Морское министерство Росии в 1863 и 1865 годах издало первые морский карты побережья Приморского края, залива Петра Великого, чуть позже, в 1868 году, вышел «Атлас Восточного океана». Да, а именем самого В.М.Бабкина названы бухта на острове Русском, мыс в заливе Посьета и ещё улица в Находке.
Ещё один вуз совсем недавно получил прописку на острове Русском - Дальневосточная пожарно-спасательная академия, филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России:
В общем, ехали мы, ехали по острову Русскому,
а потом асфальт закончился и началось...) Вернее, сначала было ещё нормально, грунтовая дорога, по которой мы доехали до шлагбаума - въезда в музей «Ворошиловская батарея»:
Ворошиловская батарея была построена в начале 30-х годов прошлого века для защиты Владивостока от нападений с моря. Снаружи сооружение представаляет собой две башни с тремя орудиями в каждой, а под землёй - технические, складские и жилые помещения личного состава батареи. Но, к сожалению, всего этого мы не увидели, опоздали, было уже те самые 17:00, шлагбаум был закрыт, на батарее побывать не довелось.
Мы поехали дальше, вглубь острова. И тут началась такая дорога, пробирающася сквозь буйную дальневосточную растительность, что невольно вспомнились кадры какой-нибудь гонки Кэмел-трофи:)):
Расстояние, если верить картам, около 16 километров, мы преодолели минут за 50... Ух, я и не припомню, доводилось ли мне ездить по таким ухабам и грязи)). Но всё компенсировалось красотой того места, куда мы добрались, а это - бухта Боярин (табличка - это только начало, вскоре будет красота)):
На въезде молодой человек, сидящий на стульчике под деревом, предложил оплатить 200 руб.
Мы спросили: "А с чего это?" Нам ответили, что некая фирма поддерживает здесь порядок, поэтому с каждой машины берут по 200 руб. в сутки за эти услуги. Мы ответили, что приехали ненадолго, только покупаться, молодой человек разрешил не платить).
А вокруг бухты народ, похоже, расположился основательно:
Когда мы ехали по так называемой дороге, нам навстречу попадались машины, потом, через некоторое время, мы видели, как они возвращались назад, скорее всего, это ездили в магазин те, у кого закончились припасы)).
Мы искупались (переодевались в кустах, других удобств замечено не было)). Берег - галечный, галька в основном мелкая и средняя, глубина нарастала довольно быстро. Через несколько метров от берега росла трава, очень много густой травы((, почти до самой поверхности воды. Честно говоря, я боюсь купаться в траве, мне кажется, что там кто-то сидит)), поэтому мы далеко не заплывали, поплавали вдоль берега.
На дне увидели пустые створки от морских гребешков, несколько штук достали. Уже на берегу дочь нашла мелкую морскую звёздочку, несколько минут понаблюдала за ней - звёздочка ловко переворачивалась, а потом как-то неожиданно сбежала)).
Удивительный приморский шиповник, его плоды по размеру, как наши яблоки, ни разу такого не видела:
Накупались, на море насмотрелись, поехали назад, по той же самой разухабистой дороге. На полпути обнаружили, что дочка оставила на берегу новенький ремешок от юбки, подумали - жалко, но, значит, точно вернёмся во Владивосток). А вечер всё ближе:
Ещё одна остановка на Русском была у нас около Великокняжеской береговой батареи, расположенной между мысом Ахлёстышева и мысом Вятлина:
Батарея Великокняжеская, получившая название в честь Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича, была построена по проекту военного инженера Ф.Д.Шабанова в 10-х годах XX века, входила в состав южного отдела обороны Владивостокской крепости. Мощное фортификационное сооружение закрывало японцам вход в пролив Босфор Восточный.
Интересный факт - понимая всю важность этого острова для защиты Владивостока, правительство Российской империи для строительства береговых оборонительных сооружений на острове Русском выделило большую сумму из золотого запаса страны.
Вид на один из четырёх орудийных двориков, в которых стояли 10-дюймовые береговые пушки образца 1895 года:
Орудия эти имели дальность стрельбы до 18 километров!
Орудийные дворики соединены между собой полуподземной подбрустверной галереей длиной почти 160 метров, но там темно и грязно, спускаться желания не было:
Икона Порт-Артурской Божьей матери была установлена в пустующем киоте в 2012 году.
Стены батареи достигают толщины 3,5 метра:
В советские годы помещения батареи использовались военными - здесь хранились зенитные ракеты. В 2012 году батарею привело в порядок Агентство по охране и использованию памятников истории и культуры. А сейчас, видимо, историческое сооружение мало кого интересует, кроме разве что вандалов - на стенах есть надписи, кругом валяется мусор, хотя ему и присвоен статус памятника федерального значения, батарея разрушается.
Если пройти немного вперёд, к берегу, станет понятно, куда были направлены пушки Великокняжеской батареи:
Берег здесь скалистый и обрывистый.
Внизу купаются люди, наверное, там есть хороший вход в воду:
Красота! От вида вниз дух захватывает!
Но едем дальше... В лучах садящегося солнца Русский мост удалось разглядеть получше, чем по дороге туда, теперь были хорошо видны разноцветные тросы, окрашенные в цвета российского флага:
Такой монументальный
и очень грациозный мост!)
Закат мы встретили на полуострове Назимова, с которого со стороны материка начинается мост на остров Русский:
Константин Николаевич Назимов, в честь которого назван полуостров, прошёл путь от гардемарина до вице-адмирала, в 1862 году участвовал в экспедиции военного гидрогрофа Василия Матвеевича Бабкина на корвете «Новик», в том числе занимался и исследованиями дальневосточного побережья.
Здесь расположена ещё одна батарея - «Назимовская»:
Назимовская батарея мне показалась очень похожей внешне на Великокняжескую, хотя построена она была раньше - сначала, в 1888 году это было дерево-земляное укрепление, позже, в 1895-1903 годах, по проекту военного инженера В.И.Жигалковского батарею перестроили в бетоне. Основная функция Назимовской батареи, как и Великокняжеской, состояла в защите входа в пролив Босфор Восточный.
Пока мы ходили по батарее, солнце пряталось всё быстрее, убегая куда-то далеко, на запад...
В прошлом году в испанской Гранаде мы специально ходили на смотровую площадку в квартале Альбайсин около церкви Сан-Николас, чтобы посмотреть на закат, там это настоящий туристический аттракцион. Здесь же, случайно попав в это время на полуостров Назимова, мы никак не могли насмотреться, как кружево облаков, подсвеченное последними отблесками солнца, рисовало незамысловатые узоры на вечернем небе... Очень красивый закат стал финальным аккордом такого интересного дня.
Ресурсы, использованные при написании рассказа:
-Мост на остров Русский. Описание проекта http://rusmost.ru/about/
-История ДВФУ http://www.dvfu.ru/about/history/
- Достопримечательности острова Русский http://russianisland.ru/
-Имена на карте - Новость - ДВФУ http://wwwold.dvfu.ru/web/smi-dvfu/-/imena-na-karte
-Батарея №315 «Назимовская» http://www.kfss.ru/index.php/objekts/166-ba315
Поблагодарить можно разными способами
1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер
Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.
|