Морское кладбище - фуникулёр - сопка Орлиное гнездо - Золотой мост
Утро второго дня во Владивостоке порадовало ясным небом, ярким солнцем и ещё большей жарой, чем день прилёта... От тумана не осталось и следа:
Первую половину дня 4 августа мы посвятили делам семейным - посещению Морского кладбища. Но это не простое кладбище, а одно из достопримечательных мест города, поэтому получилось совместить личные дела и туристические.
МОРСКОЕ КЛАДБИЩЕ
расположено в южной части города, на сопке, или горе, Морской, с которой открываются такие виды на Владивосток:
Это довольно далеко от центра, общественным транспортом доехать непросто (от Луговой ходит одна маршрутка - 31К, в выходные ещё автобус 6 СП), посему и туристы здесь бывают нечасто. Впрочем, при большом желании, сюда можно доехать и на такси.
Кладбище возникло на этом месте ещё в 1903 году (сначала оно называлось Братским морским кладбищем). По приказу командира Владивостокского военного порта контр-адмирала Н.А.Гаупта и коменданта Владивостокской крепости генерал-майора А.Н.Воронцова выделили две десятины земли на северном и северо-восточном пологих склонах горы Монастырской для захоронения праха матросов Тихоокеанского флота, солдат и офицеров гарнизона Владивостокской крепости, умерших или погибших при исполнении служебных обязанностей (из статьи «110 лет Морскому кладбищу г. Владивостока»).
Со временем, с 1912 года, тут стали появляться и захоронения гражданских лиц. Сейчас территория кладбища огромна, больше 80 гектаров, утопает в зелени больших деревьев, издалека, скорее, похоже на лес:
Да и внутри, чуть свернув с центральных аллей, попадаешь прямо-таки в тропические заросли. Для нас непривычно, что захоронения расположены не на ровном участке, а уступами, по склонам сопки.
В начале мемориального участка Морского кладбища - недавно установленные памятники: жертвам авиакатастрофы 2001 года под Иркутском
и сотрудникам Сбербанка, погибшим во время пожара 2006 года во Владивостоке...
Далее в мемориальной части Морского кладбища находятся захоронения гораздо более старые, самое известное - это братская могила, в которой 17 декабря 1911 года перезахоронили прах 15 нижних чинов крейсера «Варяг» (прах перевезли из Корейского порта Чемульпо, где в 1904 году состоялся неравный бой наших кораблей «Кореец» и «Варяг» с японской эскадрой):
Ограда у памятника морякам крейсера «Варяг» - в виде швартовых кнехтов с якорными цепями:
Могила контр-адмирала Е.С.Бурачка:
Контр-адмирал Евгений Степанович Бурачёк в течение двух лет был начальником военного поста Владивосток, это один из основателей и первостроителей города. После своей смерти в 1911 году Е.С. Бурачёк был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В 80-е годы прошлого века потомки перезахоронили прах контр-адмирала на Морском кладбище Владивостока (была угороза сноса Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге). Е.С.Бурачёк изучал восточную философию, буддизм, поэтому на кресте помещена надпись - одна из любимых буддистских мудростей Евгения Степановича: «Ничем и из ничего созидать»:
Могила Владимира Клавдиевича Арсеньева - знаменитого российского путешественника, исследователя Дальнего Востока, писателя:
Здесь похоронен заслуженный художник России А.В.Телешов:
Могила А.И.Щетининой, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания:
Памятник героям Мишань-фу - участникам советско-китайского конфликта на КВЖД в 1929 году:
Эти захоронения расположены около главного входа, в этом месте похоронены практически только военные. А пройдя по аллее чуть дальше, где вдоль дороги лежат уважаемые люди («герои» 90-х-2000-х) можно увидеть мемориал членам экипажа дизельной подлодки С-178, затонувшей 21 октября 1981 года после столкновения с рыболовным судном недалеко от Владивостока:
Дальше углубляться не стали, но на Морском кладбище за сто с лишним лет его существования установлено очень много самых разных памятников. Так что для любителей здесь будет очень интересно.
А во второй половине дня мы отправились в центр города. Для этого нам пришлось воспользоваться общественным транспортом и поехать с мыса Чуркина, где мы жили, до Светланской. Интересно, что мыс Чуркина назван в честь поручика Павла Филипповича Чуркина - штурмана (и гидрографа) корвета «Гридень» под командованием Густава Эгершельда, который в 1860 году вошёл в недавно основанный военный пост Владивосток в бухте Золотой Рог. Экипаж корвета за время зимовки 1860-1861 годов построил первые дома будущего города, лазарет, Г.Х.Эгершелд и П.Ф.Чуркин промерили глубину бухт Золотой Рог, Диомид, Патрокл, Улисс и составили первые подробные морские карты бухт. Но, если совсем правильно, то весь полуостров называется полуостровом Черкавского, на котором и расположен мыс Чуркина, хотя владивостокцы перенесли название мыса на весь полуостров.
А мы отправляемся в центр. Общественный транспорт во Владивостоке ходит регулярно, по многим маршрутам, трудностей с передвижением по городу мы не заметили (не считая пробок), мы пользовались только автобусом - самым распросранённым видом общественного транспорта, трамвай и троллейбус имеют очень мало линий.
Вроде бы живём в одной стране, всё должно быть понятным и похожим, но нас удивило несколько непривычных деталей. Первое - система оплаты. Во Владивостоке оплата проезда проходит при выходе из автобуса, при этом вход в автобус осуществляется через среднюю дверь, а выход - через переднюю, чтобы оплатить проезд водителю. В одну из поездок на дороге случился небольшой инцидент - водителя нашего автобуса остановил гаишник и начал разбираться, было похоже, что это надолго. Мы просто вышли и пересели в следующий автобус, ведь за проезд мы ещё не успели оплатить. Вот такая система...
И второе - то, что водители выдерживают расписание, поэтому, если во время поездки нет пробок и автобус едет быстро, то он может несколько минут постоять на остановке, чтобы выехать ровно в нужную по расписанию минуту. Это немного раздражает)), особенно, учитывая, как носятся автобусы и маршрутки у нас в городе. А с другой стороны - хорошо, если человек точно знает, что раньше времени нужный ему автобус не уедет.
Проезжаем площадь Луговую - начально-конечная остановка многих линий автобусов и маршруток, следующих в разные концы города, и одной (единственной во Владивостоке) трамвайной линии.
Здесь же, на Луговой, - большой рынок, или, по-современному, торговый комплекс:
На уже узнаваемой нами улице Светланской - памятник пограничникам, погибшим при защите границ Отечества:
Этот памятник установлен в 1997 году и средства на него выделяли все, кто могли - и краевая и городская администрации, и военные, общественные организации, и коммерческие предприятия, а также многие люди перечисляли свои деньги на строительство мемориала. Думаю, что на восточных границах нашей страны такой памятник не мог не появиться...
Выходили мы на остановке «ДВГТУ», слева впереди видно здание, в котором размещается Военно-исторический музей Тихоокеанского флота (Светланская, 66):
Золотой мост сегодня раскинул свои тросы среди белых облаков:
Со Светланской к фуникулёру сворачиваем за этой стелой:
Нужно подняться вверх, справа будет памятник, как я понимаю, Восточному институту, от которого вёл свою историю Дальневосточный технический университет, во дворе которого мы и находились:
Дальше нужно было пройти в арку красного кирпичного дома (Пушкинская, 10) и мы у цели, это
ФУНИКУЛЁР
Читала, что люди крутились в этом месте и не смогли найти фуникулёр. Мы двигались в правильном направлении, ещё и спросили у проходившего местного жителя, он подтвердил, что верной дорогой идём), так что мы без проблем вышли к фуникулёру.
Но перед тем, как перейти улицу Пушкина, мы покрутили головой вправо - там находится здание Пушкинского театра и скульптура А.С.Пушкина:
А слева - главный вход в здание Дальневосточного технического университета (с 2011 года он включён в состав ДВФУ), который охраняют две статуи фантастических китайских сторожевых львов «ши-цза»:
На входе в нижний вестибюль фуникулёра написано время работы:
С 7:00 до 20:00, но периодически фуникулёр бывает закрыт, перед его посещением хорошо бы проверить актуальность его работы на городских порталах. Нам повезло, месяц здесь велись профилактические работы, но в день нашего посещения фуникулёр заработал.
Внутри станцию украшают фотографии города:
Билет покупается прямо в вагоне, мы оплатили за проезд по 10 руб. с человека кондуктору (льгот нет). Внутри сидели люди, фотографировать вагон было неудобно)), но ничего особо примчательного внутри и нет, по 2 жёстких кресла с двух сторон, очень похоже на вагончики в Праге, Дрездене, в монастыре Монсеррат, где мы уже катались. Мы ехали в синем вагончике, на пути встретился вагон красного цвета:
Вагон преодолевает 183 метра за полторы минуты, перепад высот на Орлиной сопке - 70 метров. Параллельно линии фуникулёра - лестница из 368 ступенек, но на фуникулёре как-то интереснее подниматься, да и менее утомительно)).
Главное в этой поездке - это виды, которые открываются из окон уже весьма допотопного средства передвижения (а построен фуникулёр в 1962 году после исторического посещения Владивостока Никитой Сергеевичем Хрущёвым в 1959 году и его указания превратить этот дальневосточный город в «наш советский Сан-Франциско»).
Вверху - смотровая на сопке Орлиное гнездо:
Вид в сторону улицы Вс.Сибирцева:
Вот и приехали:
На верхней станции фуникулёра:
По пути на смотровую площадку на сопке Орлиное гнездо мы ненадолго остановились около выхода из фуникулёра, это на улице Суханова. Вид на бухту Золотой Рог:
Видна и набережная Цесаревича:
Золотой мост через бухту Золотой Рог:
Для того, чтобы от фуникулёра попасть на смотровую площадку на сопке Орлиное гнездо, нужно перейти перекрёсток улиц Суханова и Аксаковской по необычному подземно-открытому круглому пешеходному переходу:
И перейти Аксаковскую по мостику:
Задумка у этого перехода хорошая, необычная, но, видимо, до ума не доведённая - на клумбах ни одного цветочка, только пожухлая трава, везде валялся мусор, стены изрисованы дурацкими надписями и некрасивыми граффити((. Как-то на фоне общего порядка в городе это место отрицательно выделялось и запомнилось.
Переходя улицу Аксаковскую по мосту, мы немного напряглись, увидев подъехавшие автобусы с надписями «Океан»:
Понадеялись, что «пионеры» пойдут куда-то в другое место, а не на видовую площадку. Надежды не оправдались)) и молодёжь из нескольких автобусов потянулась строем на сопку.
Поднимаясь всё выше и разглядывая пейзажи
и интересности,
мы едва не споткнулись о торчащие болты и натянутые тросы от каких-то технических сооружений, возможно, это укрепление склона сопки:
При нас одна женщина споткнулась и упала((. Так что, поднимаясь на сопку Орлиное гнездо, нужно быть внимательными и почаще смотреть под ноги.
Мы же, преодолев все ступеньки и неожиданные препятствия, вышли к видовой площадке на сопке
ОРЛИНОЕ ГНЕЗДО
Эту высокую (около 200 метров) сопку в самом центре Владивостока называют и просто Орлиной, и Орлиное гнездо. Но название это не связано с птицей, а имеет отношение к событиям русско-турецкой войны 1877-78 годов: Орлиное гнездо - это скалистый уступ на Шипкинском перевале в Болгарии, на котором 5 тысяч русских солдат в течение 5 месяцев выдерживали натиск сорокатысячной турецкой армии. Вот в честь героической борьбы русских солдат и назвали эту высокую сопку во Владивостоке.
На верхнием уровне смотровой - памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и своеобразная часовня:
На перекладинах и тросах площадки - замки любви, правда, уже сильно заржавевшие)):
Ну, и вот они - виды, виды... Золотой мост:
Вид в сторону Первомайского района:
Ракетный крейсер «Варяг» у Корабельной набережной:
На крыше нижней станции фуникулёра нарисованы ласточки:
Лютеранская церковь Святого Павла недалеко от фуникулёра:
Насмотревшись на дальние дали), решили посмотреть поближе на
ЗОЛОТОЙ МОСТ
В начале августа проход по Золотому мосту ещё был разрешён с 7 утра до 9 вечера:
Но 18 августа движение по мосту для пешеходов закрыли (по результатам плановой проверки прокураторы и ФСБ через два года после открытия вдруг выяснилось, что хождение для пешеходов по мосту небезопасно). Возможно, это решение когда-нибудь отменят, ведь прогулка по этому мосту наверняка будет одим из ярких впечатлений от города для каждого туриста. Да и для многих горожан этот переход очень удобен.
Так что нам, можно сказать, повезло увидеть это рукотворное чудо так близко.
Мост через бухту Золотой Рог был открыт в августе 2012 перед проведением во Владивостоке саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, хотя постановление о строительстве моста было подписано тогдашним губернатором Приморского края ещё в конце 2005 года.
Длина моста - около 1400 метров, высота пилонов - 226 метров. Мост красив необычайно, эти уходящие ввысь тросы мощны и одновременно изящны, подняв голову вверх, на них можно смотреть очень долго.
Идти по 75-сантиметровым техническим проходам, конечно, трудновато, особенно, если глазеешь вверх и по сторонам), перила грязные и расположены совсем рядом (светлая одежда пачкается моментально), иногда натыкаешься на железки,
но совсем закрыть мост для пешеходов - это лишить их таких прекрасных видов:
Да, почти половину пути нас сопровождал один из сидящих в начале моста охранников, ненавязчиво так смотрел - не хотим ли мы сделать чего плохого?))
Вид в сторону Спортивной гавани:
В сторону Корабельной набережной:
Бухта Золотой Рог:
Рыбный порт:
Шли мы по мосту довольно долго, успели обгореть с левой стороны)), перемазались в пыли от перил, но это ничуть не убавило восторгов и эмоций от вида этого великолепного инженерного сооружения...
Полезные и интересные сайты:
«Достопримечательности Владивостока»: http://www.vl.ru/culturemap/
«110 лет Морскому кладбищу г. Владивостока»: http://pgpb.ru/almanac/event/year/2/
Транспорт - Городская среда - Владивосток: https://www.vlc.ru/city-environment/transport
Поблагодарить можно разными способами
1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер
Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.
|