Посещение Гибралтара я запланировала сразу же, как только определилась с отелем на побережье Коста дель Соль. Не сказать, что это была моя самая заветная туристическая мечта, ведь раньше о посещении заморской территории Великобритании и мечтать нельзя было, в связи с особенностями получения британской визы, всё довольно сложно. Но с января 2014 года граждане РФ при наличии многократной шенгенской визы могли находиться в Гибралтаре максимум 21 день, если срок действия визы превышал 21 день, или оставшийся срок действия визы, за вычетом 7 дней.
(Дополнение. В марте 2022 года это послабление было отменено, посетить Гибралтар гражданам РФ теперь можно только с британской многократной визой сроком от 6 месяцев или с ВНЖ одной из стран Евросоюза, хотя, есть сведения, что по ВНЖ могут не пустить..
Правила въезда можно проверить на официальном сайте пограничного контроля Великобритании: http://www.gibraltarborder.gi/visa)
До этого нашим согражданам попасть в Гибралтар можно было только по визе Великобритании со сроком действия от 6 месяцев (исключая тех, кто прибыл на круизном корабле, им один день можно было находиться и без визы).
Так как ехать сюда из отеля на побережье Коста дель Соль нам было недалеко, 60 с небольшим километров, почему бы и нет, подумала я, когда ещё доведётся увидеть Англию), хоть и с испанским колоритом. Про красивые виды со Скалы начиталась, фотографий насмотрелась, поэтому основным пунктом программы в Гибралтаре был подъём на канатной дороге на Скалу.
Прочитала, что в Гибралтаре "законным платёжным средством являются банкноты и монеты Гибралтара и монеты Великобритании". Хотя и фунты, выпущенные банком Англии, принимают, и евро с долларами вполне в ходу (правда, по невыгодному курсу). Фунты дома покупать не стала, решила, что проезд на канатной дороге оплатим картой, больше денег особо там не рассчитывала тратить. На деле получилось совсем не по плану, во-первых, отель заблокировал депозит - 210 евро, неожиданно для меня, на эти деньги я рассчитывала, во-вторых, и с канаткой не задалось... Впрочем, об этом позже.
С первой попытки попасть в Гибралтар не получилось(. Ещё дома я планировала, что поездка в Тарифу, о которой я уже рассказывала, будет совмещена с посещением Гибралтара на обратном пути. Но утром, когда мы ехали в Тарифу, я увидела Гибралтарскую скалу и меня пронзила мысль: "Паспорта!!! Я забыла наши с дочкой паспорта в отеле!" У мужа паспорт был с собой, но это нам не помогло, впрочем, разведку мы провели)...
Хотя первое впечатление о Гибралтаре у меня было не от прохождения границы, а от собственного географического открытия , не сказать хуже - очередного витка географического кретинизма)))! Ещё издалека, в Ла-Линее, я вдруг увидела, что Скала стоит как-то не так, как я ожидала увидеть, т.е. скала слева, а сам город Гибралтар - справа).
Если посмотреть на карту, то мы ведь видим наоборот, город слева, а Скалу - справа.
Но приложить немного мозгов, чтобы понять простую вещь, что въезд в город будет с севера, а не с юга, как вид на карте, дома у меня не получилось, поэтому моё удивление было неподдельным). Навигатор довольно быстро помог мне преодолеть последствия моих географических заблуждений, принять зеркальное расположение пространства стало легче))).
Это был воскресный день, мы как-то быстро доехали по Ла-Линее до границы Испании и Великобритании), правда, в первый раз промахнулись с поворотом на круговом движении, проехав опять в Ла-Линею, а не к КПП, со второй попытки справились, объезжать было недалеко. Я, начитавшись блогов некоторых продвинутых путешественников, как в прошлом году кто-то проходил границу легко и непринуждённо, без проверки паспорта, потому что у них не было британской визы, сказала мужу, что пусть он едет на машине, а мы пойдём пешком, захватив копии наших паспортов, которые всегда были у нас с собой в рюкзаке. И вот пошли мы с дочкой вместе с человеческим ручейком, беспрерывно тёкшим по направлению к Гибралтару. Сначала прошли одну будку с пограничником, испанским, он не особо вглядывался документы, мы просто прошли мимо.
Через несколько десятков метров было уже закрытое помещение на входе в Гибралтар, документы проверяла милая дама. Я несколько секунд понаблюдала, как народ проходит мимо неё - все демонстрируют пластиковую карту, похоже, то, что называется ID, и проходят, не останавливаясь. Ну, пойдём, говорю я дочке, сделаем умный вид и попытаемся перейти границу))). Но нас, конечно же, остановили, на вопрос о документах я протянула копии паспортов), попросили оригиналы. Так как их не было, нас вежливо попросили не мешать людям проходить и топать назад в Испанию. Мужу повезло больше), его готовы были пропустить, только сказали, что необходимо заполнить некую бумагу. Таким образом, мы подтвердили информацию, что россиянам попасть сюда можно, если в паспорте стоит длинная шенгенская мультивиза. И если этот паспорт с собой).
Мы созвонились с мужем, он минут через 5 вернулся и мы продолжили путь в отель, решив, что приедем в другой день. Это было воскресенье, часа 3, народу из Гибралтара выходило и выезжало немного, мы даже не обратили внимание на это, как оказалось, в будний день ситуация совсем иная.
Да, в Ла-Линее (полное название городка весьма забористое - La Linea de la Concepciоn) есть торговый центр, в нём - большой гипермаркет Carrefour, адрес - Av. de la Colonia, 9, координаты на картах Гугл 36.173929,-5.362337. Только в воскресенье ТЦ не работает(, я забыла про эту милую особенность испанских магазинов, поэтому оценить ассортимент местного магазина мы не смогли).
В Гибралтар мы вернулись в среду, 26 марта. Вроде бы и рано встали, но, как обычно, выехали из отеля только часов в 10, до границы было 63 км по навигатору. Пока заехали на заправку, кстати, зря мы в Испании заправились, в Гибралтаре бензин стоил дешевле, могли доехать и там заправиться и сэкономить 5 евро))), пока проехали в очередной раз по трассе N-340 с живописными видами на море, в итоге к круговому, ведущему к КПП, мы подъехали почти в 11:30, там уже начиналась пробочка, 20 минут простояли в очереди на въезд. На испанской стороне опять ничего не смотрели, остановили нас уже в Гибралтаре, метров через 30. После того, как пограничник увидел наши паспорта, он попросил нас отъехать в сторону, вся процедура заняла минут 10, пока стараясь, как школьники, мы заполняли анкеты:
У нас спросили, на сколько дней мы едем. Мы ответили, что вечером собираемся назад, в Испанию, гостиницу в Гибралтаре не бронировали.
Что интересно - паспорта у нас забрали, по-моему, делали копии, а в анкете было необходимо написать паспортные данные. Когда мы сказали об этом пограничнику, тот махнул рукой, мол, ерунда. Через минуту после заполнения анкет нам вернули паспорта с визами, дата посещения была указана - "26 марта", т.е. один день, как мы и сказали:
С формальностями закончено , мы поехали изучать полуанклав Великобритании), как написано в Википедии.
Скала продолжала притягивать взгляд, хотя вокруг становилось всё интересней, вроде бы похоже на Испанию, но уже и явно видны отличия: надписи на английском, другие машины полиции и сами полицейские в их форменной одежде, другие автомобильные номера. Телефонная будка и британский флаг, который сфотографировали чуть позже, - прямой намёк, что мы уже в другом государстве).
Движение привычно для нас - правостороннее, для ориентации тех, кто прибыл из самой Великобритании на пешеходных переходах - предупреждения:
Первая остановка автобусов после границы, в город идёт №5, ездят красные двухэтажные автобусы. В городе видела обычные синие.
Дальше - одна из достопримечательностей Гибралтара - взлётно-посадочная полоса местного аэропорта, пересекающая дорогу, ведущую в город. Длина ВПП - 2437 м. Мы немного постояли перед ней, полоса была перекрыта, но так и не видели садящегося или взлетающего самолёта.
Эта небольшая стела прикрыта отбойником по краю дороги, внизу не видна надпись на английском "Gibraltar - cradle of history" - "Гибралтар-колыбель истории":
Нашла информацию, что здесь символически изображены самые значительные вехи в истории Гибралтара. Слева вверху - череп неандертальца, ниже - финикийская амфора, рядом - Геркулесов столб, в центре - фигуры римлянина и английского солдата, замок мавров и памятный знак Трафальгарской битвы. Вот такой маленький памятник, а столько смысла!
Ведь летопись этого небольшого полуострова и правда необычайно богата. Первый череп неандертальца на территории Европы был найден именно в Гибралтаре в 1848 году ( в долине Неандерталь нашли череп подобного типа на 8 лет позже), древние люди пришли на эту терриорию около 40 тыс. лет назад.
Во 2-1 тыс. до н.э. Гибралтар был известен древним народам Средиземноморья как край света. Греки считали Скалу одним из Геракловых столпов. Критские, финикийские, греческие и карфагенские мореплаватели не раз достигали этой точки и даже разбивали стоянки в Гибралтаре, известном как Кальпе. Но ни они, ни позднее римляне, не создали на негостеприимной Скале постоянных поселений. Первыми оценили военно-стратегические выгоды Скалы арабы, которые в 711 высадились здесь, переправившись из Северной Африки под командованием Тарика ибн-Сеида и властвовали до середины XV, в 1462 г. Гибралтар был занят испанскими силами, в 1704 г. Гибралтар захвали англичане, по Утрехтскому мирному договору 1713 года Великобритания официально получила права на Гибралтар. Дальнейшая история борьбы Испании и Великобритании за форпост в Средиземном море насчитывает немало кровавых страниц, в данный момент Гибралтар уже более трёх веков является заморской территорией Великобритании (вернее, сначала это была колония, официально - с 1830 года) , но Испания не перестаёт надеяться на возвращение этой земли.
Я читала об истории Гибралтара, о многочисленных военных действиях за этот стратегически важный кусочек земли, но, даже не зная всего этого, о былых событиях легко догадаться по множеству памятников, посвящённых теме войны, а уж пушек в этот день мы увидели несчётное количество.
Площадь полуострова - около 6,5 кв. км, население - около 30 тыс. человек, плотность населения - одна из самых высоких в мире (соответственно почти 5 тыс. человек на кв.км). Даже проезжая по набережной, видно, что дома построены очень плотно друг к другу. С другой стороны, здесь есть и футбольные поля, и парки, это вполне гармоничная территория). Хотя и компактная.
Ещё удивило количество отелей на небольшом пространстве, они попадались чуть ли не на "каждом углу", разные, и большие, и маленькие:
По моей задумке, мы сразу проехали на самый юг Гибралтарского полуострова - на точку Европа Пойнт, ещё дома муж забил нужные координаты в навигатор. По дороге удивлялись трудолюбию местных жителей, упорно отвоёвывающих у Скалы место для жилья:
Сначала мы остановились на обочине дороги с разрешающей разметкой, не доезжая до самого берега. С того места открывался вид на море, маяк и мечеть:
Вообще здесь неподалёку расположены и мечеть, и католическая церковь. Мечеть подарена Гибралтару Королём Саудовской Аравии Фахдом, открыта в 1997 году. Мечеть Ибрагим аль-Ибрагим, или мечеть Короля Фахда ибн Абдель Азиз Аль Сауда, или Мечеть Хранителя Двух Святых Мечетей - единственная мечеть в Гибралтаре , её посещают около 2 тыс. мусульман, проживающих здесь (это около 7% населения).
Мимо нас проехали несколько машин и мы заметили, как они остановились на большой стоянке, поэтому мы решили тоже проехать на эту стоянку, для этого мы проехали немного вперёд и повернули направо, справа от этой дороги - большая бесплатная парковка:
От парковки виден католический храм - Храм Богородицы Европейской (до середины XV века здесь была мечеть, позже, после завоевания земель испанцами, её перестроили):
Рядом с парковкой - кафе, туристический офис, если обойти стеклянное здание справа, то можно обнаружить такое нужное иногда помещение) - туалет (бесплатный), запах в нём был, как в парфюмерном магазине).
Вид на мечеть, на переднем плане - здание с расположенными в нём кафе и т.д.:
Ближе к морю - большая детская площадка и столы для пикников.
Мы прошлись по верхней части набережной вдоль моря, совсем недолго, потому что ледяной ветер продувал насквозь. Это был мой очередной прокол с одеждой в поездке(, накануне мы были в Ронде, вот туда мы все накутались, а было очень жарко. Конечно, мне было трудно догадаться, что в Гибралтаре, как и в Тарифе, будет также ветрено, в отеле утром было тепло и тихо))).
Спустившись на променад, обнаружили, что здесь ветра практически нет и по дорожке можно прогуляться в своё удовольствие.
Маяк построен в 1841 году, он до сих пор действующий - модернизирован в 1994 году. Маяк находится на высоте 18,5 м от поверхности земли и 47,5 м над уровнем моря. Он обеспечивает видимость на 48 км в ясную погоду, а также оснащён оборудованием для подачи сигналов в тумане.
Возле маяка, правее, похоже, жилые дома, возможно, работающих на маяке, вот, наверное, счастливые люди, живут и работают в таком красивом месте!
Рядом с маяком - несколько интересных памятников. Этот установлен польским правительством генералу Владиславу Сикорскому, погибшему здесь, на взлёте с Гибралтара, в авиакатастрофе в 1943 году. Одна из загадочных историй Второй мировой войны.
Огромная пушка. Я была уверена, что это стотонная пушка, одна из двух, сохранившихся до наших дней (вторая - на Мальте), о которой я читала при подготовке поездки. Но сейчас, внимательно рассмотрев карты, вижу, что 100-тонная пушка находится не здесь, на Европа Пойнт, а дальше по берегу на север, на фотографии, найденной в интернете, явно другое орудие . Но эта пушка тоже очень большая, впечатляет своими размерами.
Со смотровых площадок можно посмотреть вдаль в бинокль.
Двухрублёвых монет у меня с собой не было), а евро я зажала), поэтому мы просто посмотрели на морские дали, тем более погода была хорошая, ясно, африканский берег видно и невооружённым глазом, похоже, что это - Сеута, испанский анклав в Африке:
Дочка немного порезвилась на детской площадке и на этом мы закончили осмотр крайней южной точки Гибралтара и поехали к фуникулёру.
Назад, в город возвращались другой дорогой, по улицам с односторонним движением. Мы думали, что в Севилье узкие улицы, но в Гибралтаре были и поуже):
По дороге наблюдаем обычную жизнь в необычном для нас месте - ученики идут после спортивных занятий на улице в школу. Прочитала про интересную деталь в системе образования Гибралтара - так как здесь нет вузов, то молодым людям, желающим получить высшее образование, открыты дороги в университеты Великобритании, за счёт госбюджета.
Мы приехали к канатной дороге - её трудно не заметить), поставили машину на большой бесплатной парковке около неё. Цены и расписание Gibraltar Cable Car - на сайте http://gibraltarinfo.gi/en/tickets/
Подошли к кассе - а тут сюрприз, объявление, что они очень извиняются, но из-за сильного ветра Cable Car не работает, мы что-то даже не обратили внимания, что кабинки не двигаются:
Вот досада! Но мы горевали недолго, пару секунд. К нам сразу же подошёл некий субъект и спросил на английском, а не хотим ли мы подняться на гору на специальном такси? Я вспомнила, что читала об этом способе передвижения по Скале, альтернативном канатной дороге. Ещё я сразу же вспомнила, что в каком-то блоге человек писал, что в принципе, на такси и удобнее, привозят на все смотровые площадки, не нужно скакать по горам самим, тем более, что в зимний период нет средней остановки в "Царстве обезьян". Но ведь так хотелось покататься на канатке! Опять не судьба, как и в прошлогодней поездке в Италию. Нам сказали стоимость экскурсионного такси - с человека 28 евро или 22 фунта. Мы согласились, но возникла проблема - кроме нас, желающих не было(. Мы постояли несколько минут, никого. Нас заверили, что наверняка сейчас ещё подойдут люди и предложили нам погулять в округе, а когда наберётся нужное количество пассажиров, нам свистнут).
Совсем рядом с конечной станцией канатной дороги расположен парк - Сад Аламеда:
Этот ботанический сад был основан в 1816 году по приказу губернатора Гибралтара генерала Джорджа Дона для отдыха солдат, охраняющих крепость и горожан. Сейчас в нём расположен открытый театр, правда, до него мы не дошли.
Мы немного прогулялись по саду, около 10 минут, не углубляясь, потому что боялись пропустить призывной свист), но этот сад-парк очень красивый и большой, в нём много интересных уголков и дорожек, думаю, он заслуживает более тщательного осмотра.
Мавританский уголок в английском ботаническом саду:
Табличка на этой русской пушке сообщает, что она, как и 3 других, привезена после войны Крымской 1854-1856 г.г. и подарена Гибралтару английским правительством.
Схематичный герб Гибралтара - замок с тремя башнями, из центральной башни свисает ключ на цепи, ключ и цепь должны быть золотыми).
Изображение замка на гербе Гибралтара не случайно: с давних пор Гибралтарская скала была своего родом "ключом к Средиземноморью". Герб Гибралтара был дарован городу 10 июля 1502 года испанской королевой Изабеллой Кастильской и является на сегодняшний день самым старым гербом, использующимся в бывших британских колониях. Современный вид герб Гибралтара приобрёл в 1936 году.
В саду мы увидели информационные стенды, рассказывающие о флоре и фауне этого места. Но и так заметно, что здесь тропическая растительность - огромные кактусы, алоэ и прочие представители данного климатического пояса. Птички летали, летучих мышей не заметили):
В путеводителях пишут, что здесь есть каменные пальмы, чей возраст превышает 200 лет и 300-летнее Драконье дерево, но до них мы не дошли(.
Мемориал генерал-губернатору Джорджу Августу Элиотту, возглавлявшему британскую колонию во время испано-французской Великой осады Гибралтара с 1779 по 1782 год (Великобритания захватила Гибралтар в 1704 году, долгие годы Испания боролась за возврат своих земель, в конце XVIII века объединённые силы Испании и Франции пытались "выкурить" англичан ). Мемориал состоит из бюста Элиотту и 5 гаубиц XVIII века вокруг колонны. Бюст сильно страдает от следов птичьей жизнедеятельности.
Вскоре мы услышали условный сигнал и вернулись к стоянке микроавтобусов. Кворум собрался). Нам показали нашего водителя, он собрал деньги, пригласил всех в машину и мы отправились вверх на Гибралтарскую скалу.
Ехали примерно по таким дорогам, с одной стороны - гора, с другой - обрыв, острые ощущения обеспечены, тем более я сидела около окна слева:
Перед отъездом водитель представился: "Кевин", внешне он был похож на молодого Джорджа Клуни и Адама Сэндлера одновременно), поинтересовался, все ли говорят на английском. Все подтвердили, ну, мне ничего не оставалось делать, как тоже кивнуть головой(. По дороге водитель постоянно рассказывал про Гибралтар, про Скалу. Кевин говорил, наверное, на очень правильном английском, всё чётко проговаривая, мне с моим немецким были понятны знакомые слова, общий смысл рассказа, если что-то совсем не доходило, спрашивала у дочки, которая лучше всех из нас в этом путешествии знала английский, она переводила. Муж поинтересовался у Кевина, на каком языке говорят в Гибралтаре, тот засмеялся и сказал, что на spanglish, хотя официальный язык, конечно, английский.
За полтора часа мы побывали на двух смотровых площадках, в пещере Св.Михаила и в Осадных туннелях. Перед высадкой водитель предупреждал, через сколько времени он ждёт нас в машине. Вроде бы времени давалось достаточно, но мы, разучившись ходить с организованной группой, сначала опаздывали), к концу поездки стали дисциплинированнее. Конечно, если бы мы поехали сами, мы бы провели на Скале гораздо больше времени.
Ещё в отеле я взяла буклетик от турофиса Гибралтара, там мы им почему-то не пользовались. Я сфотографировала разворот с картой, может, кому пригодится:
На карте хорошо видны маршруты, по которым можно передвигаться по Скале. Кто-то в отчётах писал, что такие буклетики можно взять и сразу после пересечения КПП на гибралтарской стороне.
Первая остановка у монумента, символизирующего легендарные Геркулесовы столбы:
Согласно древнегреческим мифам, именно Гибралтарская скала - один из Геркулесовых столбов (столпов), со стороны Европы (со стороны Африки - это гора Джебель-Муса в Марокко).
Виды со смотровой площадки. Гибралтарский пролив:
Испанский город Альхесирас и Альхесирасский залив:
Вид в сторону Европа Пойнт:
Следующая остановка - пещера Св.Михаила - St. Michael s Cave. Билеты сюда входят в стоимость тура, водитель сам покупает их и раздаёт своим пассажирам. Если ехать на фуникулёре, то в цену комбинированного билета Nature Reserve за 28 евро входят также посещения пещеры Св. Михаила и Осадных туннелей.
Вход в пещеры, на крыше сидят милые создания):
у входа - ещё одно:
Впрочем, с обезьянами поближе мы познакомимся чуть позже. Пока идём осматривать уникальное произведение природы - известняковые пещеры. Они расположены примерно в 100 метрах от вершины, в 300 метрах выше уровня моря, на разной высоте, это как многокомнатная многоуровневая квартира с переходами. Конечно, без некоторой доли облагораживания человеком здесь не обошлось, но даже сами по себе пещеры удивительны и необычны.
С фотографиями пещер именно тот случай, когда снимки не передают реальности. Я никогда раньше не была в подобном месте, поэтому моё "Ух ты!" раздавалось не раз, пока мы ходили в пещерах. В самом большом помещении сейчас проводятся концерты, спектакли, в нём хорошая акустика, здесь оборудованы места для сидения. В годы Второй мировой войны здесь располагался госпиталь.
Древние сталактиты искусно подсвечиваются, рассматривать их очень интересно, они напоминают то ли гигантские грибы, то ли фантастические фонтаны или деревья, свисающие с потолка.
Кое-где были видны пустоты, уходящие вглубь горы, создаётся впечатление, что там что-то очень таинственное, ведь недаром люди в древности считали эти пещеры входом в иной мир. Вообще в Скале более 100 пещер.
Сталагмит в разрезе, на нём, как на дереве, видны "годовые" кольца:
Я заглядывала в разные уголки, куда можно было сунуть свой нос), спускалась на нижний уровень по крутой лестнице, мне было так интересно рассмотреть всё, о чём я до сих пор только читала. Впечатляет - самое минимальное определение, это место поражает, затейница-природа не перестаёт удивлять человеческое воображение.
Правда, я не увидела наскальных рисунков первобытных людей, но впечатлений мне и так хватило с избытком. Ни в одном отчёте я не давала советы туристам, следует ли им посмотреть ту или иную достопримечательность, в принципе, каждый решает сам. Но в этот раз не могу не сказать, что посмотреть пещеры Св. Михаила я очень советую.)
В переезде к следующей точке маршрута к нам хотел присоединиться один нелегальный пассажир). Этот "зайчик" ловко запрыгнул на водительскую дверь, уцепившись за стекло.
Все пассажиры засмеялись при виде обезьянки, но водитель цыкнул на неё и она спрыгнула. Через несколько минут мы приехали к ещё одной смотровой площадке, где живёт много диких обезьян))) , здесь природный заповедник Царство обезьян Apes Den. Гибралтар - единственное место в Европе, где живут дикие обезьяны - маготы, или бесхвостые варварийские макаки:
Наш водитель по дороге рассказал, что на Скале живёт 5 стай обезьян, у каждой из них - своя территория. На данный момент обезьян около трёх сотен. Также он пересказал известное поверье, что, пока на Скале живёт хотя бы одна обезьяна, Гибралтар останется британским.
С середины XIX века гибралтарские маготы находятся под официальным покровительством Военно-морского флота Великобритании. Известен связанный с этим поверьем афоризм, иллюстрирующий решимость Великобритании сохранять свой контроль над Гибралтаром любой ценой: «Мы будем защищать обезьян до последнего англичанина» (из Википедии).
Интересно, что во время Второй мировой войны , когда осталось всего 7 обезьян, премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль, в связи с этим поверьем распорядился, чтобы их число немедленно было пополнено за счёт лесных маготов из Марокко и Алжира и в письменной форме потребовал от министра колоний, чтобы в Гибралтаре было не меньше 24 обезьян. И это в самый разгар сражения в Арденнах осенью 1944 года, когда гитлеровские войска теснили союзников по всему фронту, настолько крепкая вера в легенду у англичан!
С начала XX века и по настоящее время за обезьяним племенем следят и контролируют их здоровье и численность. Забавно, что тогда, в начале XX века, в военном гарнизоне Гибралтара была введена специальная должность - "офицер, отвечающий за обезьян". Сейчас этим занимаются учёные-биологи. Ежедневно обезьянам доставляют воду и фрукты-овощи. Тем не менее, иногда обезьяны спускаются в город и воруют еду и никто их не наказывает за эти проделки. Не буду всё цитировать, вот интересная статья из Википедии про гибралтарских маготов: Перейти к просмотру статьи в Википедии >>
Мы наблюдали, как маготы ели
спали
общались с сородичами
в общем, вели себя, как обычные обезьяны):
Но иногда им становилось скучно и они желали пообщаться с людьми:
Никто из туристов не пострадал).
От видов, открывающихся с этой площадки , трудно оторваться - просторы, свобода!
Внизу - порт Гибралтара, это западная сторона полуострова:
Вид на восточную часть Гибралтара, внизу - песчаные пляжи:
Прочитала, что на восточной стороне тоже происходит интенсивное освоение и увеличение территории, прирост - за счёт моря: "Гибралтар строит новый жилой и развлекательный центр досуга на побережье Сэнди-Бей (Sandy Bay). Он будет включать в себя порядка 30 жилых домов, несколько гостиниц, искусственное озеро, казино, большой пляж и 15 отдельных причалов для личных судов обеспеченных людей: приморское строительство потребует создания обширной насыпной территории и даже волнорезов." Испания против.
Непокорённые вершины, туда мы не дошли):
На самую верхушку, куда довозят кабины канатной дороги, мы не попали, поэтому оценить всю 426-метровую высоту Скалы не смогли(. Но, по большому счёту, было красиво и на этой высоте.
Это была единственная точка в нашем маршруте, где было некоторое скопление людей, туристов сюда привезли сразу несколько микроавтобусов.
Но все были корректны, уступали друг другу место по очереди на самых интересных точках для фотографирования, проблем не было.
Завершилась наша поездка по Скале осмотром системы туннелей, которые называются Осадные туннели - The Great Siege Tunnels. Мы опять проходили по билетам, которые нам выдал водитель.
История возникновения туннелей связана с Великой осадой 1779-1783 годов - защитникам Гибралтара потребовалось разместить пушки на северной части горы, для этого и было предложено проложить туннели. Они прорубались в скале вручную, с помощью лопат, зубил и пороха.
Любителям и знатокам военной истории будет интересно посмотреть на викторианские пушки, которых здесь немало, на манекенов солдат в мундирах XVIII века.
В музее достаточно много информационных материалов с пояснениями:
Рассказ о знаменитой пушке Коллера, которая была изобретена на Гибралтаре и могла стрелять ядрами вниз со скалы:
Особенно запомнился один "интерактивный") манекен: периодически дядечка с фонарём оживал. Вот заглядываешь ты в каморку, рассчитываешь увидеть там что-то неживое, и тут вдруг кто-то начинает говорить и двигаться). Страшновато в первые секунды.
После Осадных туннелей начинаются туннели, проложенные во время Второй мировой войны. Прочитала, что длина всех туннелей в Скале в несколько раз больше периметра Гибралтара (около 50 км, а периметр-16 км) и может вместить всех проживающих в стране. Во время войны здесь располагались госпиталь, склады с одеждой для военных и продовольствием, этих запасов хватило бы, чтобы прокормить несколько десятков тысяч человек два-три месяца. Вот это мощные туннели!
Да, во время Второй мировой войны всех гражданских жителей полуострова эвакуировали, они вернулись уже после её окончания.
От входа до крайней точки осмотра экспозиции музея дорожки в Скале идут вниз. Как оказалось, наш гид об этом предупреждал, посоветовав сначала просто спуститься вниз, а на обратном пути уже смотреть экспонаты. Муж это понял, ушёл вперёд. Я, понятное дело, не разобрала таких тонкостей на английском, стала смотреть все эти пушки по дороге туда, дочка присоединилась ко мне, похоже, она просто прослушала предупреждение. Так вот на обратном пути идти без остановки достаточно тяжело, угол подъёма большой, поэтому приходилось идти не так быстро. Но мы справились).
Муж увлечённо рассматривал пушки, для меня самое интересное было не в Скале, а за её пределами - панорамы открывались отличные.
Вид на западную часть перешейка, соединяющего полуостров Гибралтар с материком:
Самая узкая часть перешейка, вдали - Испания, город Ла-Линеа де ла Консепсьон. Ближе - граница, взлётная полоса, видно, что она частично насыпная:
Под Скалой, по центру снимка вверху - гибралтарское кладбище. Из-за дефицита места здесь находятся захоронения жителей независимо от вероисповедания.
Восточная сторона перешейка:
По этой дороге, которая находится у самого подножия горы, она в тени, мы вечером будем ехать и даже попытаемся рассмотреть отверстия в Скале:
После осмотра туннелей наша экскурсия по Скале, к сожалению, завершилась и нас отвезли вниз. Фуникулёр так и не работал, мы видели людей, шагающих вверх пешком... Было уже достаточно жарко, мне кажется, это довольно трудное мероприятие.
Вроде бы было ещё не так уж и поздно, часа 3, я предложила немного прогуляться по улицам города. К прогулке я не готовилась, знала только, что главная торговая и деловая улица в городе называется Мэйн-стрит - Main Street, вот на неё мы и отправились.
Все интересные здания, которые нам попадались по дороге, были идентифицированы уже дома, надеюсь, что я не ошиблась с их названиями.
Здание резиденции губернатора, местные называют его - Конвент:
Здесь каждую неделю, во вторник, в 10.20 происходит красочная церемония смены караула. Это бывший францисканский монастырь.
В Гибралтаре управляет губернатор, который назначается королевой Великобритании. В соответствии с конституцией, дарованной английской королевой в 1969 г., Гибралтар обладает определённым самоуправлением, здесь имеются свой парламент и правительство.
Смену караула мы не наблюдали, даже обычную, только на обратном пути к стоянке заметили, что солдатик уже другой. Муж порадовался блеску ботинок у часовых, даже сфотографировал их ноги отдельно))) (военное прошлое даёт о себе знать).
Королевская часовня расположена рядом с резиденцией губернатора. Построена в 1530 году и первоначально была частью францисканского мужского монастыря.
Королевская часовня была сильно повреждена в конце XVIII века во время Великой осады Гибралтара и при взрыве боеприпасов в гавани Гибралтара в 1951 году, но была восстановлена в обоих случаях.
С 1844 по 1990 год часовня служила главной церковью британской армии в Гибралтаре, а в настоящее время является главной часовней еще и Королевского Британского флота и Королевских ВВС Великобритании в Гибралтаре.
Напротив резиденции губернатора - казармы гибралтарского гарнизона:
Мы сюда не заходили, но в интернете пишут, что здесь находится Центр искусств и ремёсел, где можно купить картины, ремесленные изделия и предметы искусства, созданных местными мастерами.
Мэйн-стрит:
Много сувенирных лавок, один из главных товаров - обезьяны).
А это книжный магазин и открытки на улице:
O tempora! О mores!)))
Продолжаем прогулку. На улицах возле кафе-ресторанов сидят посетители, пьют пиво, едят тапас, совсем, как в соседнй Испании:
Сувенирный магазин, с намёком на антиквариат. Цен не было, продавца тоже не видно, жаль, я хотела прицениться):
Англиканская церковь церковь св.Троицы, была заложена в 1825 году:
Кому этот памятник - не знаю(:
На улицах, несмотря на дефицит площадей и воды, очень зелено, много цветов, есть и деревья):
Улицы, перпендикулярные Мэйн-стрит, особенно узенькие:
Как и в Венеции, удивило количество собак. Возможно, что на такой небольшой площади они особенно заметны. Вот у одной дамы было целых четыре питомца:
Собаки встречались не только живые, манекен одной из них в витрине помогает создать картинку роскошной жизни модному дому:
Гибралтар - важная военно-морская и военно-воздушная база Великобритании, правда, военных на улицах мы увидели лишь однажды:
Вообще, начитавшись стереотипных выражений в интернетных путеводителях, я ожидала увидеть на улицах Гибралтара разношёрстную толпу, как на восточном базаре, ведь пишут, что здесь ходят марокканские женщины в национальных одеждах. Но я что-то никого необычного не заметила, везде встречались типично европейские лица и одежды.
Мы решили провести небольшой чейнч))), пардон за мой английский, обменяв евро и купив 5 гибралтарских фунтов. Так, практически бесцельно, но прикольно.
Пятифунтовой бумажкой мы любовались недолго, решив съесть мороженое в известном сетевом кафе и заодно зачекинится))), в смысле, младшая дочь, мы рядом посидели. Это сдача в монетках, она была потрачена на покупку магнита):
До Казематной площади не дошли, решили возвращаться назад. Монумент погибшим во Второй мировой войне:
На набережной забрели в интересное здание. Сейчас я знаю, что это - Королевский бастион - King s Bastion. Там же мы не могли понять - в явно историческом помещении, практически крепости, находится что-то развлекательное. Так вот эти бастионы - основа оборонительных сооружений во время Великой Осады. Сейчас это культурно-развлекательный центр, открывшийся 28 февраля 2008 года, он сохранил все первоначальные стены. Здесь есть зал для боулинга, каток, кинозалы, рестораны и др.
В небольшой комнате мы нашли экспозицию, рассказывающую о жизни на Гибралтаре во времена многочисленных осад.
Флаг сухопутных войск Великобритании:
Макеты Гибралтара-города:
Интересную деталь я обнаружила в местном санузле - два крана, с горячей и холодной водой, совсем как в Великобритании! Муж с дочкой не обратили на это внимание, пришлось сказать им, невнимательным).
Возвращались к стоянке через южные ворота в крепостной стене на Line Wall Rd, с рядом стоящим памятником адмиралу Нельсону:
Уезжая, мы ещё не знали, что нас ждёт в ближайшее время, поэтому ещё беззаботно фотографировали Мавританский замок и Скалу:
А потом оказалось, что мы крепко попали(. В пробке на выезде из Гибралтара мы простояли ровно 3 часа!
Сначала мы поехали не по той дороге, для выезда в Испанию, оказывается, была отдельная дорога, а мы направились в аэропорт). Нас на полпути развернула полицейская дама, строго спросив, едем ли мы в аэропорт. Мы отрицательно замотали головами, поэтому она сказала нам разворачиваться и показала хвост пробки(. А хвост пробки начинался как раз под Скалой, мы из Осадных туннелей видели эту трассу и разворот.
Машины в самом начале затора как-то более-менее двигались, хаотично. Потом вроде бы всё замерло. Позже весь замысел хитрых испанских пограничников стал понятен))). Машины стояли в 5 рядов, так вот раз в 3-4 минуты каждый ряд по очереди продвигался на несколько машин, буквально на 5-6, и мы ехали параллельно с другими рядами. Это, наверное, чтобы никому не было обидно.
Хотя автомобилистам было очень обидно, когда они видели проносящиеся мотоциклы и мопеды, которые проезжали очень быстро.
Немного иронично выглядела благодарность за посещение Гибралтара, хотя и правда, пробка не из-за них(:
Народ вокруг вёл себя по-разному: кто-то сгонял в киоск около аэропорта и купил мороженое, у них там, похоже, "сенокос" в это время, кто-то гулял около машин, кто-то беседовал со знакомыми, кто-то нервничал и гудел. Одна дама перед нами периодически выходила из машины и сообщала, сколько она уже стоит в пробке и громко ругалась. Хорошо, что я не понимаю крепких английских выражений).
Когда мы уже были близко от испанского КПП, мы видели, как каждую машину останавливают и проверяют документы у водителей и заставляют открывать багажник (в беспошлинной зоне Гибралтара сигареты и спиртное дешевле, чем в Испании, многие это вывозят, проверяют нормы вывоза). Но когда дошла очередь до нашей машины, уже практически никого не останавливали, мы проехали без проверки.
Не знаю, бывают ли такие пробки ежедневно, но, судя по поведению недовольных водителей, это было всё-таки нетипично. Обычно, наверное, укладываются в час). На одном форуме самостоятельных путешественников высказали версию, что это мелкая месть испанцев. Но получается, что мстят они своим же соотечественникам, ведь 90% машин в пробке стояли с испанскими номерами, это испанцы из приграничных городов возвращались домой после работы в Гибралтаре, где зарплаты выше.
Всё проходит, закончилась и пробка. По нашей любимой трассе вдоль моря ехали уже в сумерках. Позагорать, естественно, мы не успели в тот день, даже в бассейн не было сил сходить. Но я не жалею, что мы съездили в Гибралтар, мне в этой миниатюрной Англии понравилось, я бы ещё заехала на денёк побродить по его узким улицам. Единственное, машину лучше оставить на испанской стороне))).
|