Присутствие детей в семье путешествующих вносит некоторые коррективы в планы компании. Вот так получается и у нас, в каждой познавательной поездке мы обязательно планируем увеселительные мероприятия в довесок к культурному досугу). Младшая дочь, четырнадцати лет, с которой мы ездили в этот раз, больше всего любит парки развлечений. Вот с ними не задалось, на маршруте у нас была Севилья со своим Исла Магика, но открывался он только в апреле, сайт парка я тщательно изучила( - https://www.islamagica.es/
Поэтому гранадский Parque de las Ciencias (Парк Науки) остался единственным кандидатом для развлечения ребёнка в поездке по Андалусии. Но оказалось, что этот научно-познавательный музей стал самым запоминающимся и необычным парком для дочки за последние годы.
В Парк Науки мы поехали во второй половине дня 18 марта, после Альгамбры. В конце наших прогулок по Альгамбре дочка уже и прихрамывала, и постанывала), жалуясь на свою судьбу и немилосердную мать. Прошло менее часа, мы приехали в этот парк - ребёнка подменили:), она бегала из зала в зал с неутомимой энергией, настолько ей было всё интересно. Мы ни разу ещё не были в подобном месте (хотя у нас, в Нижнем, уже появились два небольших подобных музея, посетить их мы пока не удосужились:)), поэтому здесь было интересно и нам, взрослым. Так что с полной уверенностью могу посоветовать удостоить своим вниманием Парк науки всем, кто будет в Гранаде с детьми, вы не пожалеете ни секунды. Мы провели в парке 4 часа - это катострофически мало)))! За это время мы смогли посмотреть едва ли половину из интереснейших экспозиций! К сожалению, не увидели ни одного шоу-эксперимента "Как это происходит?" из разных областей науки и техники.
Адрес парка - на сайте Avda. de la Ciencia s/n 18006 Granada
Доехать от центра можно на городском транспорте, на сайте Парка пишут об автобусах в количестве 5 штук, смотреть здесь: http://www.parqueciencias.com/parqueciencias/menus/como-llegar.html
Мы же от Альгамбры приехали на машине, опять не через город, а с выездом на трассу А-44 , маршрут был проложен ещё дома, ехать совсем недалеко. Машину оставили на улице недалеко от входа, здесь:
Ссылка на просмотр улиц >>
Там вокруг всего Парка улицы с белыми линиями у обочины, машин много, но место нашли. В Парке есть стоянка (первые 3 часа - бесплатно, есть информация на сайте Парка), мы ей не воспользовались.
Ко входу подъезжали один за одним большие автобусы с детьми, казалось, что будет не протолкнуться. Но нет, территория Парка очень большая, все как-то незаметно рассредотачиваются.
Слева от входа находятся кассы. Девушка-кассир хорошо говорила по-английски. Мы сказали, что хотим купить 2 взрослых билета и 1 детский на посещение Парка и плюс в планетарий, это отдельные билеты. Цены (для взрослых и детей до 18 лет):
Museo
General: 6,5 евро
Reducida: 5,5 евро
Planetario
General: 2,5 евро
Reducida: 2 евро
Актуальные цены можно посмотреть здесь: http://www.parqueciencias.com/parqueciencias/menus/tarifas.html
Кассир стала убеждать нас не ходить в планетарий, потому что сопровождающий рассказ только на испанском языке. Мы сказали, что ничего страшного, главное - посмотреть). Нам продали эти билеты, выдали карту и написали ближайшее время сеанса в планетарии, обведя кружком место на карте, где он находится.
Ещё до входа в основные помещения, в просторном холле музея, можно увидеть несколько экспонатов, приглашающих посетителей в непривычный мир науки.
Например, в холле все наблюдают эксперимент с шариком - модель "чёрной дыры":
Уже интересно, что же будет дальше?..
После проверки билетов наше внимание привлёк этот весёлый товарищ))), испанский робот:
Им можно было управлять: нажимая на экран, заставлять робота делать разные движения, произносить различные фразы, даже цитировать Сервантеса и других писателей, менять всю его подсветку и цвет глаз, например, вставляя вместо зрачков сердечки). Занятная игрушка, не каждый день мы сталкиваемся с роботами.
Здесь наглядно демонстрируется принцип данного музея: "Не прикасаться запрещается!" Для любопытных и неугомонных детей, которые обычно только и слашат: "Не трогай! Не бери! Не дёргай!" это место - просто праздник какой-то), тут обязательно всё нужно трогать и дёргать, чтобы понять, как устроены все эти механизмы, сам человек и многое другое в мире.
Ещё меня очень удивили работающие там люди, было видно, что они действительно увлечены своим делом, а не приходят на работу "для галочки"
Недалеко от входа - зал Viaje al Cuerpo Humano - "Путешествие в человеческое тело". Пока наш папа ещё разглядывал робота, мы зашли сюда посмотреть на человека и зависли надолго), слегка потерявшись. Потом мы, конечно, нашлись, и дальше ходили все вместе.
В зале про человека и его тело экспозиция начинается с рассказа о зарождении жизни на Земле, показаны различные этапы эволюции: в колбах что-то бурлит и шипит, имитация условий на Земле много миллионов лет назад, когда появились первые микроорганизмы:
Во всём павильоне вверху висят скелеты разных животных - от совсем небольших до огромных!
Впрочем, детям тут ещё не очень интересно, идём дальше, где наглядно показаны изменения черепа в процессе эволюции - от первобытных людей до человека разумного:
Эта девушка-консультант чуть позже подошла к дочке и стала показывать и рассказывать, как что работает. При этом она говорила на хорошем английском, долго ходила с нами. Дочка сказала ей, что она хорошо говорит на английском (а некоторых испанцев ей было трудно понять из-за специфического произношения), девушка ответила, что заодно, кроме основной работы, практикует свой английский с иностранными посетителями).
Все системы и органы человека в этом зале представлены очень наглядно, порой - натуралистично, начиная от принципа перекачивания крови сердцем человека (когда посетителю предлагается поработать "сердцем", совершая перекачку крови, это достаточно трудно), заканчивая органами слуха, зрения, обоняния - можно поучаствовать в интересных экспериментах по проверке этих чувств. Можно узнать, сколько в твоём теле воды - встать на специальные весы и потом смотреть, как наполняется бурлящим потоком воды огромная колба, можно рассмотреть свою кожу под микроскопом, можно "собрать" внутренние органы человека в макете), можно сделать УЗИ "беременному животику") и т.д.
В общем, нам было так интересно, что мы забыли про фотоаппараты, что для нас несвойственно).
Сделали лишь несколько снимков, в не самых интересных местах (
Больше часа бродили мы по залу "Путешествие в человеческое тело" и нам не надоело).
Побывали мы и в соседнем павильоне, посвящённом технике безопасности во всех сферах жизни - Cultura de la Prevencion. На входе пугающая статистическая информация - о количестве дорожно-транспортных происшествий в Испании и количестве пострадавших, в виде электронных часов, т.е. происходит регулярное обновление(.
Сверху павильон выглядит очень ярко:
Мне запомнилась демонстрация силы землятресений от самого маленького до сильного в 8 баллов - кладёшь руку на специальную площадку, включаешь кнопку с выбранными баллами и ощущаешь), при самом сильном руку удержать невозможно, она сползает. Очень наглядно можно представить, что устоять в вертикальном положении при таком землетрясении нереально.
Ещё здесь можно поработать забойщиком в угольной шахте и понять, как это тяжело и вредно, всё тело сотрясается до самых кончиков ногтей. Можно постоять у конвейера на кондитерской фабрике, пытаясь успеть вовремя снимать пончики. И ещё много всего, что даёт детям представление о рисках для здоровья и жизни.
А на этот краш-тест стояла очередь испанских детишек:
всем им почему-то хотелось прочувствовать момент столкновения машины с неподвижным препятствием. Хотя было видно, что удар не очень сильный, мне почему-то показалось, что это достаточная нагрузка для позвоночника(.
Зал Cultura de la Prevencion лучше миллион раз сказанных слов убеждает в необходимости соблюдения правил безопасности.
На улице всё сделано для детей: есть где перекусить, отдохнуть спокойно и активно):
Кроме развлечений, на уличных площадках немало научно-познавательных экспонатов, демонстрирующих примеры из разных областей физики: отражение звука
архимедов винт (посетителям предлагается покрутить ручку гигантской водяной "мясорубки" и по каналам начинает бежать вода), оптические эффекты (наподобие первых мультфильмов - крутящийся шар с прорезями и картинками в них) и много других.
В большом помещении с затемнёнными стёклами (на фото справа чуть выше) расположены несколько залов, мы посмотрели лишь один, посвящённый асторономии.
Маятник Фуко - большая и маленькая модель. Мы увидели, как в большой металлический шар сбил одну из палочек. "И всё-таки она вертится!"
Напротив маятника Фуко стояли волшебные весы, встав на которые, можно узнать массу тела не только на Земле, но и на Луне, и на планетах солнечной системы. Здесь взвешивались школьницы лет 10-12 и хихикали друг над дружкой).
Карта с часовыми поясами Земли, наглядно показано, где в данный момент на планете день:
Мы как-то быстро здесь пробежали, потому что приближалось время сеанса в планетарии. Мы зачем-то вышли на улицу, даже не рассмотрев карту, которую нам выдали в кассе(. Подошли к обсерватории - Observatorio Astronomico, над которой явно виден купол, по нашим представлениям - планетарий, дверь закрыта. У этой же закрытой двери стояла группа испанских старшеклассников с руководителем. Я, как могла, спросила у неё, ожидают ли они начала сеанса в планетарии, как и мы? Да, ответили мне. Здесь? - спрашиваю. Да, уверенно отвечает учительница. Мы ещё немного ждём и только потом начинаем оглядываться по сторонам и рассматривать карту, на которой нужный нам объект обведён в кружочек! И он находится в том здании, откуда мы только что пришли:). Мы помчались назад, я даже махнула рукой испанской учительнице, но они остались на месте. Мы как-то быстро сориентировались, нашли планетарий, взлетели на верхний ярус, показали наши билеты и сели на свободные места, а зал был практически свободен. Через минуту-другую послышался топот бегущих ног - испанские старшеклассники тоже успели).
Через некоторое время ведущий сеанса в планетарии начал говорить. Сначала он долго и подробно обяснял, почему во время демонстрации всех этих чудесных звёзд и планет под куполом планетария нельзя пользоваться никакими электронными устройствами - телефонами, фотоаппаратами и т.п. Говорил несколько минут, даже до нас дошёл смысл его речи - что техника здесь чувствительная (наверное, и дорогостоящая). Поэтому мы сфотографировали ещё до начала только сам аппарат, который помог нам увидеть звёздное небо над Гранадой:
А дальше мы смотрели во все глаза на представление, которое непрерывно погружало нас в тайны космоса. Мы с мужем, конечно, давно не были в планетарии, дочка же регулярно его посещает со своим школьным астрономическим кружком, а планетарий у нас в Нижнем Новгороде очень хороший, участвует в различных олимпиадах, поэтому ей было понятнеее, чем нам, даже по-испански). Но и без перевода мне было очень интересно наблюдать за волшебными изменениями в небе над городом - а проецировалось не просто звёздное небо, но и сам город с такими уже знакомыми очертаниями. В зависимости от времён года и времени суток звёзды и планеты перемещались над Гранадой, поочерёдно то ярко вспыхивая, то исчезая.
Помнится, нас рассмешило, что вместо привычного нам ковша Большой медведицы звёзды обвели тележкой с колёсиками, оказывается, у нас разные обозначения этой части созвездия. Но мы узнали многие созвездия, несмотря на испанские названия, а уж для Полярной звезды, Млечного пути и перевод не нужен).
Голос и речь ведущего - это ещё одна фишка этого астрономического действа. Он говорил то вкрадчиво, то повышая голос, выделяя интонациями особо важные детали, никакой монотонности и бубнёжки, настолько это было ярко,даже театрально, что запомнилось очень хорошо).
В общем, почти полчаса пролетели быстро, сеанс закончился. Я не ожидала такого сильного впечатления от планетария).
Ещё мы успели подняться на башню - Torre de Observacion, её общая высота - 50 м, смотровая площадка на высоте 37 м.
По самой башне "ползут" муравьи. Чем-то напоминают младенцев Давида Чёрного на Пражской телебашне).
Можно наблюдать за посетителями в ресторане в большом здании напротив:
Затем, после башни, мы успели заглянуть в гости к бабочкам - в Marioposario tropical, тропический павильон с высокой влажностью и температурой. Он небольшой, но буйная растительность и, правда, напоминает тропики, бабочки как-то прячутся, видели их немного:
А затем мы попали в удивительный музей, который поначалу мы обозначили для себя как естественно-научный-зоологический.
Только потом, в процессе осмотра экспозиции, мы поняли, что этот павильон посвящён таксидермии), потому что здесь были не только традиционные чучела разных животных, но и показано, как их делают:
Мы увидели и работающего над очередной моделью сотрудника. Мы робко спросили на английском, что-то типа - чем он занимается. Он на английском не говорил, но на испанском рассказал и показал этапы производства, было понятно. Главное, что мы поняли - внутри всех муляжей находятся лёгкие материалы.
В одном месте мне было жутковато - там начальный этап обработки шкуры какого-то зверька был изображён очень реалистично. Не буду лицемерить, мне приходилось видеть, как режут курицу, это было обычным делом в украинской деревне у моих бабушки и дедушки. А вот такого я ещё не видела, поэтому быстренько отошла оттуда, всё остальное в зале было гораздо интересней. Дочка же вообще прошла мимо этого стенда, ну и хорошо, пусть смотрит на результаты работы. А они неожиданно симпатичны.
Животные представлены в необычных для музея композициях - в движении (а всё потому, что основа у них была из пенопласта и эти фигуры очень лёгкие).
И ещё они казались живыми, потому что у них были яркие блестящие глаза.
Уличная территория парка, как я уже сказала, изобилует всяческими развлекательно-познавательными игрушками и моделями. Но плюс к этому, очень интересно оформлены дорожки, клумбы и разные уголки парка. Мне понравились разные скульптуры, как например, сидящий Эйнштейн у самого входа или Мария Склодовская-Кюри уже на уличной площадке в парке и гигантская черепаха в саду:
Вот в принципе и всё, что мы смогли посмотреть в Парке науки с чувством и толком).
Мы увидели сотрудников, которые несли птицу (здесь есть представление - демонстрация хищных птиц в полёте). Дочка побежала за этими людьми, они остановились - для того, чтобы дочка сфотографировала этого красавца:
Заглянули ещё в один зал в главном павильоне,
там детишкам показывали представление о музыкальных инструментах, к сожалению, фото получилось нечётким, но можно понять, что все сидят на полу).
Парк уже вскоре закрывался, пора было уходить. Да и устали мы порядком, весь день на ногах.
Думаю, что я мало времени посвятила подготовке к посещения именно Парка науки, весь пар ушёл в Альгамбру:), хотя и пыталась читать о нём, но как-то не очень тщательно, особенно мало информации на русском.
И, конечно, нужно изучить сайт парка, чтобы сориентироваться, что посмотреть, особенно, если мало времени. Думаю, что целый день здесь можно провести с лёгкостью, заскучать невозможно.
На следующий день, 19 марта, у нас было полдня до отъезда в Севилью. Мы продолжили традиционное изучение Гранады - решили сходить в центр, чтобы посмотреть Кафедральный собор и Королевскую капеллу.
От наших апартаментов я наметила маршрут , чтобы посмотреть на местную арену для боя быков. Она находится на Calle Doctor Oloriz. И вообще в том районе чуть ли не все Calle носят имя какого-нибудь доктора, из всех знаю только Флеминга, остальные - испанцы. Впрочем, сначала не о медицине).
Арена для боя быков в первоначальном плане осмотра Гранады у меня не значилась, но накануне, когда мы ехали утром в Альгамбру, я заприметила это интересное сооружение, о котором я читала при подготовке. Поэтому, если уж нам нужно было в центр, почему бы не пройти мимо.
В информационной статье говорится, что это относительно новое здание, оно постороено "всего лишь" 1928 году ), архитектор Анхель Касас, стиль - неомудехар. И хотя арена 3-х этажная и вмещает 14 500 человек, снаружи она выглядит очень изящно. В марте с корридой, как и с парками, не сложилось (я изучала этот вопрос, муж выразил желание посмотреть, но в наши даты на нашем маршруте нигде ничего не проводилось).
Теперь о медицине. В этом районе на каждом шагу были вывески "Госпиталь...", на улице конкретно пахло "больницей", ходили люди в белых халатах). Чуть дальше мы увидели медицинский факультет Гранадского университета:
К счастью, за следующим поворотом запахи закончились, мы вышли на широкую Av. de la Constitucion.
Мимо большой и просторной площади - Plaza del Triunfo со статуей Непорочной Богоматери:
За памятником просматривается здание Гранадского университета, больше похожее на католический монастырь, но построенное в начале XVI века как Королевский госпиталь.
А ещё на Plaza del Triunfo такой дом с интересными деталями:
Много фонтанов, пока не работающих, и каменных лавочек. Весной сидеть на них не очень приятно).
Вид с Calle Gran Via de Colon в сторону Аv. de la Constitusion:
Мы уже вышли на Calle Gran Via de Colon - на улицу, которая совсем не вписывалась в представление о Гранаде, сформировшееся к этому моменту. Это ещё один архитектурный пласт, который можно увидеть в городе, здесь мне показалось, что мы где-то в Барселоне).
При изучении отчётов как-то ускользнула от меня эта улица с такими красивыми домами). Что интересно, в первый вечер в Гранаде, мы сели в автобус на этой улице, но в темноте я ничего необычного не заметила. День же позволил рассмотреть балконы, эркеры, арки и прочие украшения домов, в основном в стиле модерн, фасады один другого краше:
Конечно, это не такой большой квартал, как в Барселоне, но тем не менее, весьма очаровательный.
Судя по карте, мы приближались к Гранадскому Кафедральному собору, хотя на Calle Gran Via de Colon об этом трудно догадаться - среди достаточно высоких домов на узких улицах его не видно.
Свернув на небольшую улицу Calle Carcel Baja, всё-таки уже видим стену собора. Да, плотненько застроено.
Подошли мы "с тыла", на схеме нам предлагалось обойти собор справа:
Чем-то напомнило расположение базилики Св.Андрея в Мантуе, "зажатой" со всех сторон зданиями. Громадину Кафедраля глазом (и фотоаппаратом) не охватить. Вокруг - узкие улицы.
Пришли мы рановато, в 10, собор ещё не работает, ведь ещё зима).
Но у нас было небольшое дело, которым мы и решили пока заняться - накануне вечером муж обнаружил, что он дома забыл дополнительную карту памяти для большого фотоаппарата. Я вспомнила, что где-то здесь, недалеко, есть El Corte Ingles. Посмотрели на навигаторе, точно есть), отправились к нему.
По дороге прошли через площадь Биб-Рамбла с Фонтаном Гигантов и венчающей его скульптурой Нептуна:
Эта площадь, сейчас такая красивая и светлая, имеет в своей истории и тёмные страницы. Во времена арабского завоевания она была главной площадью арабской части города, на ней проводились праздники, а после реконкисты, во времена мрачного средневековья, здесь свирепствовали инквизиторы: устраивали казни еретиков и аутодафе, сжигали неугодные книги.
Почему-то у себя в блокноте при подготовке я не записала, что хорошо бы ещё и до Рlaza Isabel La Catolica дойти, поэтому памятник Католическим королям не видели, сразу отправивишись в торговый центр.
На этой улице - Calle Acera del Darro - неприятно удивило присутствие попрошаек, вроде бы уже не туристические тропы, обычный деловой и жилой район в центре города.
El Corte Ingles находится по адресу: Carrera de la Virgen, 20-22.
С утра магазин был пустой, мы быстро купили нужную карту памяти, всего лишь(:, и отправились назад, к собору. По дороге зашли в какое-то кафе, выпить чаю и колы, становилось уже достаточно жарко.
Запомнилось, что чай подавали не сразу в чашках, как в других кафе, а в металлических чайничках, похожих на мавританскую утварь, которую мы видели вчера в Музее Альгамбры). Чай был в пакетиках, но неожиданно вкусный, я даже оторвала этикетку, надеясь найти эту марку в магазине, не нашла, к сожалению.
Собор уже был открыт, билет стоит 4 евро. Вход со стороны Calle Pie de la Torre. Фотографировать запрещено.
Кафедральный собор Гранады - один из исторических долгостороев, возводился почти 200 лет. Он считается первым кафедральным собором в Испании в стиле ренессанса.
Строить собор на месте мечети начали в правление Карла V, в начале XVI века (в 1518 г.) в готическом стиле, первый архитектор - Энрике Эгас. Затем, в 1529 г., архитектором стал знаменитый испанский зодчий и скульптор Диего ди Силоэ, который внёс изменения в первоначальные замыслы строителей, в соответствии со своими художественными видениями и принципами, близкими к классицизму. К 1537 году возведение собора завершилось, но история продолжилась в XVII веке, когда в 1664 г. архитектор Алонсо Кано переделал фасад в стиле барокко. Таким образом, стилевого единства во внешнем облике собора не наблюдается, он весь такой оригинальный).
Внутри собор поражает своими размерами, особенно - высотой свода. Но несмотря на это, он не показался неуклюжей громадиной, как снаружи, напротив, внутреннее убранство очень лёгкое, светлое, с золотой отделкой, со скульптурами и картинами святых производит очень приятное впечатление. Мне очень понравились яркие витражи над алтарной частью, над главным фасадом.
Хотя фотографировать запрещено, здесь все снимали на всё, что можно, я была только с телефоном (муж и дочь остались в ресторанчике около собора, не поддержав моего рвения в осмотре очередной католической церкви). Пару снимков, слегка стесняясь, сделала и я:) на свой маленький телефон.
С выходом из собора у меня случился казус. Читаю, "Salida" и вроде бы стрелочка, по которой я прошла. Никакого выхода не наблюдалось, это был внутренний дворик 2 на 2 метра, по периметру - служебные помещения и туалет). Со второй попытки у меня получилось покинуть собор, пройдя через сувенирный магазин. Но и тут неожиданность - вышла непонятно где, на Calle Gran Via de Colon), я так понимаю, что здесь раньше был и вход, т.к. везде пишут, что вход в собор с Гран Виа де Колон. Назад возвращаться пришлось довольно далеко).
Для лучшей ориентации в пространстве нужно было заранее изучить схему собора или в Википедии, или на странице на сайте самого Кафедраля: http://www.moebius.es/ggranada/monu/catedral.htm
http://www.catedraldegranada.com/
Опять же не с первого раза нашла вход в Королевскую капеллу). Билет - тоже 4 евро. Как-то там мне показалось то ли таинственно, то ли торжественно. Ещё бы - фактически саркофаг для четырёх венценосных особ: Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, их дочери Хуаны Ла Локка (Безумной) и её мужа Филиппа Красивого. Строительство капеллы было начато при жизни Католических королей, пожелавших быть похоронеными в завоёванном ими городе, в 1504 году, закончилось в 1517 году (к тому времени сначала умерла Изабелла, затем и Филипп, они временно были погребены в другой церкви).
Надгробия из каррарского мрамора, произведения скульптора Доменико Фанчелли (1517 г), выглядят очень величественно. Я спустилась и в подземную крипту, расположенную под надгробиями, в маленькой комнатке за решётчатой дверью стоят гробы. Удивилась, что около них стояла вазочка с живыми цветами, как-то это было неожиданно.
В капелле много произведений искусства, мне особенно запомнились картины на религиозные темы. Эту коллекцию собирала ещё Изабелла, затем её потомки. Здесь представлены художники Северного Возрождения, есть картины Боттичелли и Перуджино. Так что, можно сказать, что это ещё и небольшая картинная галерея.
...Вот и подходило к концу время, отведённое нами на Гранаду, через пару часов мы уезжали в Севилью. Гранада нам запомнилась, как очень уютный, приятный город, запала в душу своими разными архитектурными "ликами", здесь было комфортно и как-то душевно. Уезжали с лёгкой грустью...
Полезная информация:
-Сайт Парка науки http://www.parqueciencias.com/parqueciencias/
-Парк Науки. Гранада http://www.2hispania.ru/granada_parque_ciencias/
-Catedral de Granada http://www.catedraldegranada.com/index.php/visitas
-Capilla Real de Granada http://www.capillarealgranada.com/
-Схема городского транспорта Гранады http://www.transportesrober.com/transporte/lineas.htm
Поблагодарить можно разными способами
1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер
Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.
|