...Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Именно друзья и родственники выручают нас в трудные, набившие своим названием - кризисные - оскомину, времена. Но что делать, путешествовать хочется и хорошо бы бюджетно). Побывав летом в достаточно длительном, но весьма небольшом по затратам для таких расстояний путешествии на Дальний Восток с привлечением родственников, мы подумали - а почему бы нам не махнуть на запад? Заодно и друзей, живущих в Калининграде, проведаем. А, чтобы не откладывать всё это в долгий ящик, решили поехать в длинные новогодние каникулы. Сказано-сделано, в середине октября созваниваемся с друзьями, спрашиваем об их желании нас увидеть)), начинаем прорабатывать программу поездки. В процессе подготовки вспоминаем, что от Калининграда до Польши - рукой подать, включаем в планы и поездку в Гданьск. Таким образом, опять, конечно, получилось всё и сразу, ну, а как без этого, времени мало, каникул и отпусков тоже, а мир такой большой... И, конечно, преогромное спасибо нашим друзьям за то, что приютили, накормили, покатали и даже машину дали!)
Итак, план поездки был прост и незатейлив:
1 - 2 января - Нижний Новгород-Москва-Калининград
2 - 3 января - Калининград
4 - 7 января - Польша (Гданьск и окрестности)
8 - 9 января - Калининград-Москва-Нижний Новгород
Маршруты по городам были добросовестно построены, но, к сожалению, в этот раз, кроме обычной нехватки времени, добавился и ещё один неожиданный фактор, сильно сокративший нашу программу, - это сильные морозы, так что посмотрели очень мало((, но первое впечатление составили, надеемся на продолжение приятного знакомства...
Подготовка
Так как новогодние каникулы для транспорта - даты пиковые, то билеты на самолёт от Москвы до Калининграда в октябре стоили минимум 10 тыс. руб. (дешевле не видела, мониторила недели три), а нам ещё и от Нижнего до Москвы и обратно нужно доехать, показалось, что дороговато выйдет. Решили пожертвовать временем и в этот раз ехать на поезде, всё-таки не 3 суток в пути).
Правда, с поездом тоже не всё просто - в эти самые пиковые даты РЖД повышает стоимость билетов на определённый коэффициент, плюс ежегодное повышение цен с 1 января, таким образом, билеты на поезд в начале января стоили почти в два раза дороже, чем в середине октября((, но всё равно вышло дешевле, чем на самолёт. Так что эти моменты нужно учитывать при планировании поездок в праздники. Хотя, в данный момент авиабилеты из Москвы в Калининград и обратно можно купить очень дёшево, в районе четырёх тысяч рублей, так что, если не в праздники, то лучше лететь на самолёте...
Билеты мы покупали на фирменный поезд №№29/30 «Янтарь», этим поездом мы ехали из Вильнюса 4 года назад, воспоминания остались хорошие, впрочем, и в этот раз также всё понравилось - вагоны чистые, проводники - вежливые).
Несмотря на всеобщие жалобы соотечественников о тяжёлой жизни и кризисе, билеты на поезда на новогодние каникулы успешно и быстро раскупались, особенно - на фирменный калининградский поезд №№ 29/30. Свободных мест ни туда, ни обратно не было! Я покупала билеты утром в день открытия продаж - за 45 суток до отъезда. Так вот, на обратный путь из Калининграда в Москву на 8 января уже и выбора особого не было, оставалось очень мало удобных мест, в основном - верхние и боковые в плацкартных вагонах - и это в 11 часов утра за 45 дней до даты отъезда! Может быть, слухи о всеобщем кризисе сильно преувеличены?..
Ещё несколько слов о билетах в этот российский город. Билет на поезд из Москвы (или другого города России) в Калининград нельзя купить на сайте РЖД, только в железнодорожных кассах дальнего следования, по загранпаспорту. Если нет действующей на момент поездки шенгенской визы, то при покупке билета кассир делает запрос в литовское Консульство на оформление упрощённого проездного документа (УПД ЖД), или транзитной визы. Через 26 часов или позже, как удобно, предъявивив билет, можно забрать бумагу в кассах (по размеру - обычный билет), но не в любой, а в тех, где стоит специальная машина - как написано на сайте РЖД: в кассах, оборудованных системой «Экспресс». Но это ещё не то, что мы будем показывать на границе, только в поезде представитель литовского посольства на основании этих разрешений выдаёт бланки с транзитной визой, которые и предъявляются литовским пограничникам, на них они ставят штампы о възде-выезде. Оформление УПД ЖД - бесплатно, действует транзитная виза 3 месяца с даты первого въезда (на территории Литвы пребываннин ограничивается шестью часами), так что можно кататься и кататься)).
Мы по дороге в Калининград ехали по транзитным визам, на обратном пути у нас уже действовали польские полугодовые шенгенские визы.
Подробно о покупке билетов в Калининград можно прочитать на сайте РЖД: http://pass.rzd.ru/static/public/ru?id=860&layer_id=3290&STRUCTURE_ID=5216
Из Калининграда в Гданьск друзья предложили поехать на машине, вернее, на двух машинах. Но вообще до Гданьска можно доехать и на автобусе, они из Калининграда ходят регулярно, расписание и стоимость легко найти в интернете, автобусы отправляются от городского автовокзала.
Проживание
В Калининграде решили для первых двух ночей подыскать что-нибудь недорогое и приличное), в итоге остановились на новом для себя типе жилья - хостеле, оказавшимся хорошим вариантом для экономных туристов. Последнюю ночь перед отъездом ночевали у друзей.
В Гданьске забронировала большие апартаменты, расположенные далековато от центра, но очень удобные для большой компании и по хорошей цене.
Дорога
Дорога - уже начало путешествия, а уж, если эта дорога начинается в самом начале года, ждёшь её начала ещё сильнее). В подготовительных и предновогодних заботах время пролетело быстро и утром 1-го января 2016 года мы приехали на Московский вокзал Нижнего Новгорода, погода была чудесная, морозец градусов 10. Первое утро года радовало всех, кто смог проснуться в такую рань, праздничной иллюминацией Площади революции и нашего железнодорожного вокзала:
До Москвы ехали в этот раз на первой «Ласточке»), именно этот поезд был подходящим по времени для пересадки на калининградский поезд в Москве. Мне «Ласточка» показалась самой неудобной «птицей», если сравнивать с уже опробованными «Сапсаном» и «Стрижом», соглашусь с определением, вычитанным в каком-то отзыве - это такая маршрутка на железной дороге. Из плюсов - быстро и дёшево, достаточно места для чемоданов (в «Стриже» для чемоданов очень маленький отсек), из минусов - не самые удобные кресла, которые даже не отодвигаются, как в «Стриже»; большие вагоны, отсутствие питьевой воды, её можно только купить. Ещё в «Ласточке» всего 2 туалета на состав, а мы как раз сидели в 1-м вагоне, благо, хоть не около туалета, большую часть пути вся середина вагона была занята очередью в туалет((.
А состав, к нашему удивлению, 1-го января был заполнен почти полностью, редко, где было пустое кресло)). Впрочем, четыре с небольшим часа пролетели быстро, совсем скоро мы уже были в Москве. Переезд на Белорусский вокзал, несколько часов в еле отапливаемом зале ожидания Белорусского вокзала(: и вот мы уже идём на посадку в калининградский поезд. И тут понимаем, что как-то похолодало, причём очень серьёзно)). Прогнозы, конечно, смотрели, но писали о -14-15 градусах, а там, по ощущениям, и все -20 были к вечеру 1-го января. И вот эти самые морозы и сопровождали нас всю поездку, так что путешествие получилось слегка экстремальным и очень необычным для нас...
В нашем вагоне, к счастью, было очень тепло, проводница не уставала хвалить свой вагон старой конструкции и поругивать новые, с двумя туалетами в конце, вагоны)). Но мороз крепчал, и Минск, и в Вильнюс приветствовали нас серьёзным «минусом» (в Вильнюсе из поезда №№ 29/30 выходить нельзя, я только выглянула на улицу из тамбура - услышала окрик с платформы). Зато рассвет в Литве был очень красивый, особенно с видом на водную гладь литовских озёр:
Утро в Кибартае:
Столкнулись с проблемой зарядки планшета, ведь в пути мы были больше суток, пользовались планшетом активно. В плацкартных вагонах старой конструкции розетки есть в голове нижних мест во втором и восьмом купе. А в новых вагонах (которые с двумя туалетами в конце вагона) - розетки со стороны боковых нижних мест, видели около 7-го купе, видимо, в начале вагона есть ещё одна. Есть розетки и в тамбуре около туалета, но там технику без присмотра не оставишь(. По дороге туда удалось сразу договориться с попутчиками ставить гаджеты по очереди, на обратном пути ближайшую к нам розетку оккупировал мальчик - любитель компьютерных игр, пришлось взывать к его совести)).
В Кене, на белорусско-литовской границе, литовские таможенники интересовались багажом, спрашивали, что везут люди, нашу соседку попросили открыть чемодан, очень большой и ярко-жёлтый). Не совсем понятен этот момент - ведь едем из России в Россию транзитом через Литву, в Вильнюсе даже на платформу выходить нельзя, так для чего такой допрос с пристрастием?... Впрочем, все погранично-таможенные процедуры и на белорусско-литовской границе, и на литовско-российской были проведены строго в рамках расписания, но четыре стоянки по 40 минут, к сожалению, увеличивают время в пути((.
При наличии бланка транзитной литовской визы, которую выдают в поезде, штампы о прохождении границы литовские пограничники ставят именно на этот бланк:
На обратном пути у нас уже действовали польские визы, поэтому при прохождении границы мы показывали только паспорта, все печати ставили в них.
По дороге в Москву государственную границу удалось рассмотреть и даже сфотографировать:
Калининград
После прохождения литовско-российской границы в Кибартае
и Нестерове
до Калининграда остаётся ехать всего 2,5 часа. За приятными разговорами с владелицами большого жёлтого чемодана, оказавшимися такими же, как и мы, любительницами самостоятельных путешествий из Калужской области (Оля и Маша, привет вам!)) время пролетело незаметно и вот уже мы на железнодорожном вокзале самого западного города России.
Очень важный момент: в билетах и на ж/д вокзале Калининграда отправление/прибытие поездов указывается по московскому времени! Нужно помнить об этом, особенно на обратном пути, чтобы не помахать вслед поезду, ушедшему без вас.
В здании Южного вокзала:
Южный железнодорожный вокзал, построенный в 20-х годах прошлого столетия, пережил послевоенное восстановление и реконструкцию 2003 года, архитектурный облик здания удалось сохранить.
Сразу же от вокзала начинается наше знакомство с городом, можно сказать, экскурсия не только в пространстве, но и во времени, здесь такое смешение архитектурных стилей, что не перестаёшь поражаться смене картинок. И немудрено - богатая история у этого региона, ставшего после Воторой мировой войны самой западной окраиной России, что, конечно, не могло не отразиться на облике Калининграда.
У железнодорожного вокзала видим первую для нас, узнаваемую по гугловским панорамам, достопримечательность Калининграда советского времени - памятник Калинину на площади его же имени (до 1945 года эта площадь называлась Рейхсплатц):
Помню по картам и дом на площади Калинина с таким необычным скруглённым углом:
А брусчатка на дороге удивляет, на картах - вроде бы видели, но когда прочувствуешь своей пятой точкой езду по этим булыжникам, это же совсем другое дело)):
Вот вроде бы современные девятиэтажки, машины, а брусчатка - из прошлого...
И так было постоянно, мы не переставали удивляться таким метаморфозам, разные времена и эпохи на каждом шагу - ты то в современности с новыми стильными постройкам и торговыми центрами, то в советском прошлом с серыми панельными домами, то в довоенном немецком городе... Местами видна такая милая провинциальность, нередко взгляд натыкается на что-то необычное, совсем «не наше», чего совсем не ожидаешь увидеть, такой эклектичный город со своими секретами и загадками.
По дороге к гостинице проехали мимо здания бывшей Биржи, построенного в стиле неоренессанса (очень необычного для Калининграда) в 70-х годах XIX века, по проекту бременского архитектора К.Мюллера:
Ещё одна местная архитектурная знаменитость, к сожалению, в отрицательном смысле - Дом Советов, который своей прямоугольной безликостью уже долгие годы мозолит глаза горожанам, ведь его начали строить ещё в 1970-м году:
Как-то совсем неожиданно оказалось, что наше временное пристанище - хостел - находится вблизи от здания Кройц-аптеки, буквально в нескольких сотнях метров:
То, что называют Кройц-аптекой - это стоящие вплотную друг к другу три дома, сейчас они совсем в плачевном состоянии. Сама аптека занимала небольшую часть здания, да и была здесь не долго, но название прижилось. А когда-то теперешняя улица Фрунзе носила имя Кёнигштрассе, аж с XVIII века, - улица Королей и здесь проживали состоятельные граждане, располагались различные общественные здания. Облик улицы начала XX века составляли жилые и доходные дома в югенд-стиле, даже по оставшимся развалинам можно судить, как красиво здесь было сто лет назад.
Слева, между первым и вторым этажом, можно увидеть остатки надписи Kreuz-Apotheke:
Арочные своды внутри дома:
Лепнина внутри и снаружи - очень красивые колонны,
украшение окон:
Развалины очень живописны, но лучше бы это было отреставрированное здание... Остаётся только надеется, что разум возобладает и городские власти всё-таки сохранят этот уникальный дом.
Нас специально провезли чуть дальше нужного поворота с улицы Фрунзе и мы увидели Королевские ворота (которые мы подробнее рассмотрим через несколько дней):
Недалеко от нашей гостиницы - старинные немецкие постройки с полукруглой башней:
Да и сам наш хостел располагался в старом доме, жить на мансардном этаже такого здания было необычно.
Мы только доехали до гостиницы, а уже столько всего посмотрели! В общем, первые впечатления от города были очень сильными и как-то невольно в голове всплыли мысли о востоке и западе необъятной нашей Родины, Владивосток и Калининград - такие далёкие, такие разные, но в чём-то и похожие...
В день приезда в город удалось выбраться только вечером, мы с друзьями совершили небольшой променад по центру Калининграда, хотя, конечно, короткие перебежки от магазина к кафе и опять куда-нибудь погреться трудно назвать прогулкой)), но мы честно старались, а вот мороз нам также честно мешал). Праздничная иллюминация на площади Победы и соседних улицах очень порадовала:
Новогодние украшения домов переливались и мигали, вроде бы и не очень затейливо, но всё равно нарядно:
Площадь Победы поразила своими размерами, Триумфальной колонной, которая, говорят, похожа на Александрийскую колонну в Санкт-Петербурге, в темноте показалось какой-то загадочно-торжественной.
До начала XX века ворота, расположенные в этом месте, входили в систему городских военных укреплений, после их сноса получилась большая площадь, названная Ганзаплатц (Hansaplatz). С приходом к власти в Германии нацистов центральную городскую площадь переименовали, как и во множестве других городов Германии, в честь Гитлера, стала она Адольф-Гитлер-Платц (Adolf-Hitler-Platz). Своё нынешнее название площадь получила после Великой Отечественной войны в честь великой победы.
Красивый Храм Христа Спасителя - кафедральный собор Калининграда, построенный в 2004-2006 годах в лучших традициях русского православного зодчества, к сожалению, не подсвечивался:
Увидели на площади Победы торговый центр «Clover Citycenter», ТЦ этой же компании есть и во Владивостоке на перекрёстке улиц Алеутской и Семёновской, мы удивились - вот так разброс по концам страны:
Понравилась схема с расположением туристических объектов, правда, нам так и не довелось ей воспользоваться:
У одного из зданий на площади фантастические кусты раскинули свои замёрзшие ветки:
А немного дальше понравилась изящная кованая доска объявлений:
Короткий забег сделали в сторону проспекта Мира, дошли до памятника «Борющиеся зубры», на красивую белую ротонду на противоположной стороне улицы и здание драматического театра посмотрели издалека:
А вот и сами «Борющиеся зубры»:
Памятник скульптора Августа Гауля «Борющиеся зубры» был подарен городу Кёнигсбергу в 1912 году прусским министром культуры. Некоторое время спустя, в 1913-1917 годах, за ним был выстроен комплекс зданий Земельного и Административного судов. С лёгкой руки неизвестного остряка памятник получил народное название - «Прокурор и адвокат»)). Около памятника зубрам - фонтан, летом, наверное, здесь очень красиво.
Фасад здания нынешнего Технического университета, бывшего Земельного и Административного судов, пышно отделан в стиле необарокко, автор декора фасада - Герман Тиль:
Штаб Балтийского флота:
В этом доме, построенном в 10-х годах XX века в классическом стиле, первоначально располагалась Верховная дирекция почт (Oberpostdirekcion). С 2003 года - года когда праздновалось 300-летие российского флота, перед штабом Балтийского флота стоит памятник Петру I - основателю российского флота:
Мы завершили длинный день в тёплой дружной компании в ресторане украинской кухни «Борщ и сало»:
Он находится как раз в том самом ТЦ «Clover Citycenter» на площади Победы. Антураж заведения и без того яркий, был дополнен новогодними украшениями:
Нам понравилось - и стол нам нашли, и обслуживали достаточно быстро, и кормили вкусно. В качестве презента от заведения угощали наливкой из хитрых крошечных рюмочек).
Ностальгические воспоминания вызвали налистиники с маком, обычное блюдо, а как вкусно...
Санкционные сыры были просто божественны)):
До нашей гостиницы от площади Победы было не так уж и далеко, 2,5 км, в хорошую погоду - приятная прогулка, но морозным зимним вечером - совсем наоборот, поэтому решили поехать на такси. Первый же водитель стоящей около остановки машины согласился довезти нас до Томской, назвал цену - 200 руб., дороговато, но что делать, поехали. Водитель был представителем Кавказа, вроде бы хорошо ориентировался в городе, но в самом конце свернул неправильно, благо, мы следили по навигатору в планшете, быстро исправили ситуацию, так что получилось почти как анекдоте про «дорогу покажешь»)).
Во второй наш день в городе упор был сделан на посещение музеев, по всё той же причине - холода не отступали((. Об этом - в следующем рассказе, продолжение следует.
Источники, использованные при написании рассказа:
-Всё о Калининграде и Калининградской области. http://www.visit-kaliningrad.ru/
-Кройц-аптека - феномен истории. http://stroyint.ru/arhitektura/kakim_byt_gorodu/krojc-apteka_fenomen_istorii/
-Памятник Петру I в Калининграде у штаба Балтийского флота. http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/105
Поблагодарить можно разными способами
1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер
Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.
|