Аванте-НН
Самостоятельные путешествия

Нижегородские интересности

Часть 1. Большое Болдино. Осень 2013. Маленький рассказ и большой фотоотчёт...
Часть 2. Сартаково. Музей старинных народных промыслов и ремёсел «Берёзополье»...
Часть 3. Музей горного дела в Пешелани ...
Часть 4. Арзамас транзитом...
Часть 5. Усадьба барона Жомини и усадьба Пашковых...

часть 1

Большое Болдино. Осень 2013. Маленький рассказ и большой фотоотчёт

Дата события: 12.10.2013

...Можно уговорить мужа посвятить выходной не сидению у компьютера, а поездке за много километров с сомнительной для него выгодой (ну, если только порадовать меня), можно вылечиться от первых осенних простуд, можно отпросить дочь из школы за несколько минут у классного руководителя, да много чего нам по силам, но договориться с небесной канцелярией мы не можем никак(: Осень в этом году не подчиняется никаким прогнозам погоды и многолетним наблюдениям.

Решение поехать в Большое Болдино было принято в пятницу за завтраком, на улице было солнечно:). За один день между домашними делами я нашла замечательный сайт музейного комплекса в Большом Болдино http://www.boldinomuzey.ru/, закачала на iPad несколько статей с него, запаслась едой в дальнюю дорогу). Вот и вся подготовка. В середине дня позвонил муж и сказал, что предлагает совместить приятное с полезным, а именно - заехать на историческую Родину своих родителей и побывать на кладбище в селе в соседнем с Большеболдинским, Починковском районе, проведать родственников в самих Починках. На этом и порешили).

В субботу утром, глядя в окно и прислушиваясь к ливню, муж с надеждой спросил: "Может, не поедем?" Потом подумал и сказал: "Ладно, одевайтесь!" Вот так и началось наше небольшое путешествие на юг области 12 октября, под серым небом и проливным дождём.
Что интересно, когда мы уже выезжали из города, за спиной была видна полоска голубого неба, но впереди оно было беспросветно тёмное(.

Площадь Ленина в Кстово провожала нас унылым видом за стеклом машины, 10:15, а как будто на рассвете:

В Большое Болдино муж решил ехать по короткой дороге, которую предложил навигатор. На сайте музея она хорошо расписана:
"Маршрут № 2. По трассе М7 Кстово – Работки. После поста ГАИ на развилке поворот направо на Большое Мурашкино. Перед Большим Мурашкином поворот направо по объездной дороге на Бутурлино – Гагино – Большое Болдино." http://www.boldinomuzey.ru/kontakty/dodratsya-v-bolshoe-boldino.html

Подробно на карте:
Дорога-то короткая, около 208 км от нашего дома, но первый участок, километров 60, по трассе М7 до поворота на Большое Мурашкино, мы ехали часа 2. Однополосные дороги с фурами не дают разогнаться). Впрочем, здесь практически всегда так, особенно плохо бывает зимой ехать, потому что большегрузы с трудом карабкаются на скользкие подъёмы.
Хотя вокруг вполне живописно и по-осеннему грустно.

Иногда веселили названия населённых пунктов, например)):

После Бутурлино проезжали через вспаханные поля с очень чёрной землёй. Вспомнились слова из мультика про блудного попугая Кешу: " Утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись. А тут вишня взошла! Свекла заколосилась!"))) В общем, хотя с сельским хозяйством мы знакомы только из окна автомобиля, но появилась гордость, что у нас в стране не всё плохо, хоть и не каждый клочок земли обработан, но поля пашут, к будущей весне готовятся.

Дорога после трассы М7 весьма своеобразна. Есть свежеотремонтированные участки, есть небольшие отрезки с колдобинами, а есть такие горочки, после которых младшая дочь сказала, что ощущения ничем не хуже, чем на американских горках) :

Когда мы подъезжали к Большому Болдино , муж риторически поинтересовался: "Неужели будет ещё хоть один сумасшедший, который в такую погоду приедет сюда?" Да, они были), на стоянке около музейного комплекса найти свободное место мы не смогли, всё было занято большими автобусами и машинами.
Пришлось вернуться немного назад, поставить машину около домов и идти к музею через лужайку с озером:

Прошли в ворота,

подошли к барскому дому:

А перед дверью много-много человек стоит, и взрослые, и школьники! Муж у меня спросил, видела ли я на заборе у ворот табличку "Касса" со стрелкой налево? Я её не заметила. Просочились к двери, уточнили у смотрительницы, она подтвердила, что билеты продают в другом доме, идти по стрелке. От музея оказалось метров 200. Неудобно, конечно. Хотя, если со стоянки идти, то там вывеска касс хорошо видна. Около стоянки расположились и ряды коробейников с сувенирной продукцией.

Расписание работы комплекса и телефоны с сайта музея:
Музей-заповедник А.С.Пушкина "Болдино"
Экскурсионно-массовый отдел:
(8-831-38) 2-29-52
Запись экскурсий:
(8-831-38) 2-33-77
Время работы:
с 10.00 до 17.00, выходной- понедельник.

Я побежала за билетами. В кассе продают книги, открытки, магниты и прочую сувенирную дребедень. В помещении находятся две женщины, одна, постарше, разговаривает по телефону ("На двух человек мы экскурсию не проводим! У нас сейчас очень много посетителей. Приезжайте, присоединим вас к кому-нибудь, группы от 10 человек.") Вторая, молодая, перебирает окрытки. Я подхожу и прошу билеты. Она мне так по-свойски: "Ой, подождите, кассир в туалет пошла, скоро вернётся"))) Через несколько мгновений почему-то передумала и решила обслужить меня. Я сказала, что хочу купить билеты для самостоятельного осмотра (стоимость: для взрослых - 100 руб., для школьников и студентов - 50 руб.). Разница с ценой на обзорную экскурсию небольшая, но по времени мы не укладывались, около 1,5 часов она длится, у нас же ещё одно дело было запланировано. Девушка выписала мне квитанцию (от руки!) и сказала, что наше время для входа - 14:10. На часах 13:10! Я говорю, что мы не можем ждать целый час. Девушка посоветовала попроситься у смотрительниц, мол, вас всего три человека, пропустят.

Пока я ходила за билетами, муж немного пофотографировал около дома. Поэт задумчиво сидел перед школьниками под моросящим дождиком:

Вернулась я с билетами, пролезли мы опять к двери через толпу страждущих, натянули войлочные тапки, нас пропустили. Строго-настрого запретили присоединяться к группам с экскурсоводом).
Дальше мы попытались начать осмотр музея, но случился казус и ожидаемое событие из приятного времяпрепровождения превратилось в какие-то непонятные игры. Только мы хотели зайти в первый зал, дверь перед нашим носом закрыл импозантный мужчина, сказал, что их коллектив желает без других посетителей послушать экскурсовода. Пришлось минут пять потоптаться у входа. Муж предположил, что группа мужчин, которая уединились с экскурсоводом, была на выездном корпоративном мероприятии, с утра их вывезли обогатиться культурно, а вечером будет банкет).
Наконец смотрительница открыла дверь, разрешила зайти, к нам присоединилась ещё одна семья, также самостоятельно осматривающая музей.

Только мы успели оглядеться, а экспонатов там, честно говоря, немного (мне запомнилось генеалогическое древо семьи Пушкиных), зашла группа школьников с экскурсоводом. Служащая попыталась впихнуть нас в следующую комнату, а не тут-то было, дверь опять держали крепкие мужские руки, им снова хотелось одиночества). Пришлось нам послушать рассказ экскурсовода, что очень расстроило смотрительницу первого зала, ведь не уплочено))). Да, она ещё просила каких-то денег за фотосъёмку, я не поняла, сколько, но нас никто конкретно не спросил, а мы не настаивали.
Прослушали мы об истории владения семьёй Пушкиных болдинскими землями, о трёх приездах поэта в усадьбу, тут опять приоткрылась дверь в соседнюю комнату, куда нас немедленно выставили из зальца, так называлось первое помещение в доме Пушкиных.

В каждой комнате есть по одному информационному листочку в файле с рассказом об экспонатах, но в такой спешке нерально что-то успеть прочитать и рассмотреть, как впрочем и мои заметки в планшете нам пока не пригодились.
Быстро осмотрев рабочий кабинет поэта, мы очень попросили впереди идущую группу мужчин всё-таки пропустить нас дальше и мы проскочили через комнату с литературной экспозицией, посвященной второму приезду Пушкина в Болдино и его работе над «Медным всадником». Если в зальце и рабочем кабинете максимально возможно восстановлена обстановка 30-х годов XIX века, то в дальних комнатах уже совсем мало "исторического", но музейные работники гораздо добрее и словоохотливее). Младшая дочь стала рассматривать копию письма Натальи Гончаровой.

Письмо было написано женой поэта после его смерти с просьбой к управляющему Болдинским имением передать личные вещи поэта в Петербург. Так смотрительница начала рассказывать про это письмо, показывать, что ещё есть в этой комнате, нам были приятны её внимание и помощь.
На этом осмотр барского дома мы и завершили, много времени это не заняло.

Наверняка оправдано распределение "потоков" туристов по времени, для того, чтобы в таком небольшом доме не было столпотворения. Только мы спешили, поэтому и получился такой скомканный и стремительный забег по музею.
Муж стал сравнивать этот усадебный дом с увиденным в прошлом году домом Тютчева в Овстуге, не в пользу первого. Пришлось напомнить ему, что в Овстуге семья Тютчевых жила постоянно, а этой усадьбой в Большом Болдино при жизни Пушкина управляли из Москвы, поэтому здесь не было необходимости в шикарной обстановке, для временного проживания интерьер был вполне подходящим.

Да, я с младшей дочерью была уже в Болдине лет 7-8 назад с экскурсией, летом. Дочь ничего не запомнила, маленькая была, я же в общих чертах ориентировалась, куда дальше нас водили. Поэтому мы пошли через Горбатый мостик к помещению вотчинной конторы.

Рядом с озером памятник:

В прошлое наше посещение его не было. Нашла информацию, что он установлен 19 сентября 2009 г., во время проведения Болдинских чтений. Скульптура "посвящена юному Пушкину и няне Арине Родионовне, выполнена московским скульптором Екатериной Щебетовой. Торжественное открытие памятника было приурочено к 60-летию музея."
Самое интересное в истории с установкой скульптурной композиции - это то, что инициатива исходила от писателя-сатирика Михаила Задорнова. Он же рассказал, что "идею поставить памятник в Болдине подал его коллега Л.М.Измайлов в связи с тем, что именно в Болдине Пушкиным было написано большинство сказок."

От нового памятника в поредевшей листве деревьев хорошо виден бревенчатый дом, на котором такая табличка:

Это и есть восстановленная вотчинная контора.
Мы прошли внутрь дома, там уже была группа туристов, взрослых и разнополых). Они зашли в комнату слева от входа, мы тоже. Экскурсовод начала рассказывать, что это конторское помещение, где управляющим велись всякие записи, собирался налог с крестьян, сейчас здесь ещё и сохранившаяся крестьянская утварь показана. Мы попытались выйти, на нас цыкнула одна дама из группы, типа "Не шуметь!", пришлось дослушать).

Во вторую комнату мы тоже заглянули, но ненадолго, чтобы не мешать слушать гида. В этом помещении обстановка, как в жилой комнате, потому что именно в вотчинной конторе Пушкин жил в последний приезд в Болдино в 1834 году, так как в барском доме шёл ремонт.

Вышли на улицу, я предложила прогуляться по парку. Осень всё-таки ещё. Почти золотая.

Я помнила, что в глубине парка есть старая-старая ива, по преданию "помнившая" поэта, столетние дубы, но дорожек с твёрдым покрытием очень мало, мы уже достаточно сильно "изгваздались"), дочка с мужем сказали, что месить грязь они не будут, нужно в хорошую погоду приезжать. Да, хорошо бы, если бы это зависело только от меня(
Пошли в сторону конюшни, это тоже восстановленное здание:

Вышли за забор усадьбы, рядом с ним стоят два реконструированных дома, в которых раньше жили священнослужители (Успенская церковь стоит напротив этих домов). Сейчас здесь музей сказок Пушкина.

На сайте православных новостей пишут, что Успенская церковь в селе Большое Болдино - единственный храм, построенный представителями рода Пушкиных в России":

Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в конце XVIII века, начал возведение дед поэта Лев Александрович, после его смерти строительство заканчивалось под руководством бабушки поэта Ольги Васильевны, и освящена в год рождения А.С Пушкина. Это была первая каменная постройка в этих местах. Сейчас церковь действующая, открыта после реставрации к 200-летию со дня рождения поэта. Прочитала, что в советские годы в ней были и молокозавод, и столовая.
Мы зашли внутрь храма, поставили свечки. Немного пусто, но церковь очень светлая и воздушная.

На этом посещение Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» мы закончили. Муж сказал, что у него остались не очень хорошие впечатления из-за погоды. Я предложила приехать сюда в следующем году, лучше в конце сентября, мы посмотрели ведь не всё и бегом, да и до деревни Львовка не доехали. И желательно приехать в будний день).
Мне в целом понравилось в музейном комплексе, может, из-за того, что я видела Болдино и при солнечном свете, хоть и достаточно давно. Не знаю, имеет ли смысл сюда приезжать специально, например, из Москвы, если вы не пушкинист), но если в комбинированной поездке, как у Юли Пирожковой, то заехать нужно. Может, и не густо с артефактами в музее, много "новодела" в усадьбе, но парк, вообще природа здесь красивые, это стоит посмотреть.

Ещё раз сфотографировали Горбатый мостик, с другой стороны, и оставшегося наконец в одиночестве поэта:

По дороге к машине на фасаде здания кинотеатра увидели цитату из пушкинского стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."

Младшая дочь удивилась: "И это он написал?"))), мы с мужем посмеялись. Простительно ей пока, ещё 7 класс, Пушкина основательно "проходят" позже, в восьмом. Правда, "Евгения Онегина" уже прочитала нашими стараниями.

По теме отчёта вроде бы и всё. Дальше мы поехали по своим делам. Но вот ведь природа-погода непредсказуемая:) Отъехали от Болдино совсем недалеко, небо прояснилось, а потом стало совсем солнечно. Так бывает, но обидно)

Солнечные лучи выхватывали берёзки, листья светились по-настоящему золотым светом:

Как не вспомнить строчки из стихов Пушкина про осень, известные с детства, лучше сказать трудно:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

Честно говоря, осень я не люблю, но когда так солнечно, то отрицать прелесть и красоту этой поры я не могу).
Следующие фотографии сделаны недалеко от села Новоспасское Починковского района, откуда родом родители мужа. Здесь такие поля и холмы, что не могу не показать:

А это уже вечером, по дороге в Нижний. Получилось, что обратный путь мы ехали по маршруту № 1, который предложен на сайте музея: по дороге Р158 от Починок через Ужовку, Шатки, Лукоянов, Арзамас, Богоявление - в Нижний. Солнце садилось, закат был быстрым, но таким ярким. Пока было светло, я прочитала закачанные на iPad несколько страниц с музейного сайта, мы ещё узнали немного нового), потом стемнело.

Часа два ехали в темноте, дорога в Нижний заняла всего около 4-х часов, трасса хоть и хорошая, похоже, что недавно сделан ремонт, но опять были тихоходы, стопорившие движение. Приехали домой в начале десятого вечера, маленькое путешествие длилось 12 часов. Все устали. А я надеюсь, что у нас будет поездка в Большое Болдино следующей осенью в солнечную погоду в будний день).

1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер

Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.

Отзывы и комментарии

Благодарим за прочтение, будем рады получить ваш отзыв!

Защитный код

Copyright © 2014 antey | Перепечатка материалов - только с разрешения администрации сайта.