Аванте-НН
Самостоятельные путешествия

Весенние каникулы в Казани

Часть 1. Казанские каникулы. Организационные моменты: транспорт, жильё, еда, суве...
Часть 2. Казанский кремль...
Часть 3. Экскурсия "Культовые места Казани: Вселенский храм, Раифа и Свияжс...
Часть 4. Казань. Музейный день: Казанско-Богородицкий мужской монастырь, Городска...
Часть 5. Казань. Музейный день: дом Зинаиды Ушковой...

часть 3

Экскурсия "Культовые места Казани: Вселенский храм, Раифа и Свияжск"

Дата события: 20.03.2023

На второй день нашего пребывания в Казани у нас была запланирована экскурсия, которая называется "Культовые места Казани: Вселенский храм, Раифа, Свияжск".

Казань

При всём моём настороженном отношении к орг.экскурсиям, в этот раз иного выхода не было, самостоятельно без машины ездить за город в плохую погоду не было никакого желания, да и за один не очень большой световой день на общественном транспорте попасть в находящиеся не так далеко от Казани Раифу и Свияжск, кажется, весьма проблематично, точнее, очень маловероятно.
Бронировала экскурсию на сайте Tripster.ru, стоимость тогда составляла 1800 р. на человека (цены меняются в зависимости от сезона, мы были в низкий сезон, летом стоимость выше), была частичная предоплата - 23%, основную часть все доплачивали на месте при посадке в автобус.
Мне понравились организационные моменты - сразу после предоплаты пришло сообщение от представителя компании Казань-Тур, которая являлась устроителем, о получении средств и подтверждение о записи на экскурсию, также сообщалось о месте и времени отправления автобуса, плюс просили ещё раз подтвердить бронь. В день проведения утром пришло напоминание: "До визита к Туроператор Казань Тур осталось 3 часа"))
Нам в какой-то степени повезло - это был понедельник, погода неважная, с утра был туман,

Казань

видимо, поэтому группа набралась небольшая, всего 17 человек (вообще группа может быть до 47 человек). Для такой маленькой группы был подан автомобиль Mersedes-Benz Sprinter, водитель представился - Армен, машинка была слегка подубитая, сиденья установлены плотно, но ехать было тепло (день выдался промозглый) и комфортно, водитель на дороге был внимателен и аккуратен.
Сбор группы и отправление автобусов происходит около стадиона Центральный, около вывески "Казань-тур", это прямо напротив стен Казанского кремля. От места посадки был такой вид на мечеть Кул Шариф и этот вид на мечеть сильно отличался от того, что был накануне в лучах яркого солнца.
Казань

Но что делать, хоть туман, хоть мокрый снег, раз приехали в Казань, поедем и в Раифу со Свияжском)

Гидом у нас была Ландыш Султанова, такое необычное имя забыть сложно. Гид нам очень понравилась, рассказывала достаточно подробно (хотя, по мне, подробностей и дат можно было и добавить)), но без излишнего занудства, заботилась, чтобы экскурсанты не замёрзли - в самое нужное время группа заходила в помещение. Кроме тем, касающихся непосредственно самой экскурсии, гид много говорила об истории Казани, о разных объектах и достопримечательностях, мимо которых мы проезжали, нам всем было интересно послушать рассказы местного жителя. На улице гид использовала микрофон, так что слышно было хорошо даже за несколько метров, можно было немного отдаляться от группы для одновременного рассматривания достопримечательностей или фотографирования.
Выбирая экскурсию, читала отзывы, в них кто-то писал, что им не хватало времени именно на фотографирование, на обед тоже было мало времени, не знаю, то ли у разных гидов разный тайминг во время процесса ведения экскурсий, то ли это из-за количества человек в группе, но нам опять повезло, мы всё успевали - и фотографировали все, кто хотел это сделать после рассказов гида, и спокойно пообедали в Свияжске.
Группа подобралась дисциплинированная, никто не отставал, отовсюду выезжали вовремя и, уехав из Казани в 9:30, в 16:45 прибыли к месту отправления, благополучно избежав вечерних пробок.

Первый пункт поездки - Храм всех религий, он же Вселенский храм, он же Международный культурный центр духового единения. Находится в черте города, в селе Старое Аракчино, при желании сюда из центра Казани можно доехать или на автобусе №2, или на электричке, идущей в сторону Волжска.
Нас привезли непосредственно к Вселенскому храму, большая парковка находится со стороны железной дороги.

Казань

На уличной части территории Вселенского храма есть палатки с сувенирами, также есть бесплатный туалет, насчёт его чистоты ничего сказакть не могу.

Храм этот весьма своеобразен, как внешне, так и внутри, но именно на храм в классическом понимании он и непохож.
Хотя начать нужно, скорее, не с описания сооружения, а с личности того, кто его задумал и начал строить - это уроженец здешних мест, живописец, скульптор-монументалист, архитектор и общественный деятель, заслуженный деятель Республики Татарстан Ильдар Мансавеевич Ханов.
Ильдар Ханов родился в селе Старое Аракчино в 1940-м году, в годы Великой Отечественной войны пережил голод, от которого умерли два его брата, он сам от изнемождения и недоедания перенёс клиническую смерть. И. Ханов считал, что после этого события у него появился дар целительства и ясновидения. Своё художественное образование будущий творец получил в Казанском художественном училище и Московском Государственном институте им.Сурикова. Сейчас его произведения хранятся в музеях Российской Федерации, скульптурные композиции украшают городские улицы и площади в Татарстане.

Став взрослым, И.Ханов увлёкся буддизмом, йогой, китайской и тибетской медициной, занимался исследованием восточной культуры и религий, много путешествовал, в том числе по Индии и Тибету, был знаком с сыном Николая Рериха Святославом, с ним И.Ханов и начал обсуждать идею возведения храма, объединяющего все религии (что, понятное дело, для советского времени было большой крамолой).

Казань

В 1994 году Ильдар Ханов на участке в селе Старое Аракчино, принадлежавшем его семье и где стоял дом, в котором он жил в детстве, начинает главное дело всей своей жизни - строительство Вселенского храма, старый дом стал частью храма, люди продолжают жить здесь. Возведение сооружения сначала велось на деньги самого художника, его друзей и сподвижников, люди помогали не только финансами, но и другими способами - кто-то привозил стройматериалы, кто-то сам работал на стртакже ойплощадке.
В 2013-м художник ушёл из жизни, строительство продолжают брат Ильдара Ханова Ильгиз - он тоже художник, иконописец, - и сестра Флюра Галеева, стройка идёт медленно, но всё-таки идёт, даже несмотря на случившийся в 2017-м пожар.
Храм всех религий был задуман Ильдаром Хановым "как архитектурный символ всех религий, музей религий", место, где смогут общаться представители различных национальностей, разных религий, этот храм не был предназначен для молитв и прочих религиозных обрядов, на сайте храма он громко назван "музеем культуры всего человечества".

Казань

Планировалось возвести здания, входящие в общий комплекс, представляющих 16 основных мировых религий, в том числе и уже исчезнувших цивилизаций, например, зал, посвящённый культу индейцев майя и даже зал инопланетного разума.
На сегодняшний день построено 10 религиозных залов и несколько залов с выставками работ Ильдара и Ильгиза Хановых. И хотя И.Ханов хотел, чтобы в его храм мог свободно войти любой желающий, сейчас на сайте храма сообщается, что вход внутрь осуществляется на основе благотворительного пожертвования, рекомендованная сумма 200 руб. - явно это вынужденная мера из-за недостатка финанасирования.
Внешний осмотр проводится бесплатно, можно ходить по всей территории вокруг, со стороны улицы есть даже площадка, с которой отлично виден Вселенский храм и имеется щит с информацией о храме на русском, татарском и английском языках:
Казань

Легко убедиться, что на куполах соседствуют символы множества религий и верований: различные кресты, полумесяцы, звёзды...:

Казань

КазаньКазань

По словам экскурсовода, ни одна конфессия Татарстана не признаёт этот храм, как и государственные органы - но в этом случае дело в самострое, Хановы уже вышли за пределы своего участка, присоединение лишней земли никак не оформлено.
Экскурсии, которые приезжают сюда от официальных турагентств, внутрь не заходят, объясняется это возможной опасностью в здании, в котором идёт стройка. Так что внутрь можно попасть, только приехав самостоятельно. Отзывы о внутренних интерьерах в большинстве не очень положительные - пишут, что там впечатления довольно сложно уложить в целостную картину, на небольшом пространстве много всего яркого, разноцветного, относящегося к разным частям света и различным культурам.

Идея единства религий, конечно же, утопична, но мысль о единстве духовного наследия человечества, наверное, будет интересна многим. Внешне этот храм выглядит очень необычно (хотя я совсем не так представляла его до поездки), вроде бы строительство ведут талантливые самоделкины (непонятно, был ли генплан с самого начала и есть ли он сейчас, кажется, что всё возводится довольно хаотично), но у них что-то, да получается, своей яркостью, оригинальностью, использованием различных материалов мне это сооружение напомнило произведения Гауди, увиденные в Барселоне.
Можно долго разглядывать составные части этого винегрета, пытаясь хоть немного понять тот смысл, который автор проекта вкладывал в создание такого нетривиального здания, наверное, у каждого будет своё личное "прочтение", но в любом случае увиденное заставляет задуматься о религии, вере и бренности бытия.
Мы обошли Вселенский храм по внутреннему двору - видно, что строительство продолжается:

Казань

Через ворота вышли к железной дороге.

Казань

Вид на Вселенский храм со стороны железной дороги:

Казань

На этом наш осмотр данной достопримечательности закончился, мы отправились в автобус и поехали дальше по маршруту. Всего у Храма всех религий мы провели около 25 минут.

Наш путь лежал на северо-запад от Казани, в Раифский Богородицкий мужской монастырь. От Казани монастырь находится в 27 км, мы были в пути 35 минут.
Парковка, как и во многих монастырях, находится на некотором расстоянии от стен обители (парковка платная). На стоянке есть киоски с сувенирной продукцией:

Казань

Вдоль дороги до входа в монастырь - несколько кафе (с хорошими отзывами),

КазаньКазань

Дом паломника - гостиница для приезжающих в монастырь не на несколько часов:

Казань

Около Дома паломника на лужайке можно увидеть несколько скульптурных изображений: на переднем плане - паломник, за ним - коленопреклонённый монах, чуть дальше - фигура ангела:
КазаньКазань

Справа перед входом на территорию монастыря есть санузел, платный (30 руб. на март 2023 г, можно оплатить картой), чистый. От дел мирских плавно переходим к делам монастырским.

Начало будущему монастырю положил скит монаха-отшельника Филарета, поселившегося в 1613 году на берегу Сумского озера (от названия протекающей через него реке - Сумка), сейчас озеро называется Раифским. Филарет жил в одиночестве среди дремучих лесов, только изредка на берегу озера появлялись черемисы - предки современных марийцев - для совершения своих языческих обрядов и жертвоприношений.
Постепенно разнеслась молва об иноке, обитающем на берегу озера, к подвижнику стали приходить другие монахи, образовались монашеский скит и братство. При жизни Филарета здесь была построена часовня. А уже после смерти монаха в 1662 году по благословению митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия началось строительство святой обители.

Казань

Одновременно с возведением церквей вокруг монастыря начали сооружать стены с двумя надвратными церквями, одна из них была освящена во имя преподобных Святых отцов, в Синае и Раифе избиенных. История с монахами произошла в IV веке в поселении Раифа (сейчас это город Эр-Тур), что находится в Южном Синае на берегу Суэцкого залива Красного моря, территория современного Египта, тогда варвары-кочевники племени ноба убили 43 монахов-отшельников, монахи были причислены к лику святых.
Считается, что спустя 1300 лет традиции и дух монашества, что были в синайской Раифе, возродились и продолжились в монастыре под Казанью, поэтому монастырь стали называть Раифской пустынью. Та самая деревянная церковь во имя преподобных Святых отцов, в Синае и Раифе избиенных не сохранилась и достоверно неизвестно, где она стояла, но предположительно, в юго-восточной части монастыря, приблизительно там ныне находится каменный храм во имя Святых отцов, в Синае и Раифе избиенных.
Первоначально монастырь был выстроен из дерева, в 1689 году случился пожар и всё сгорело, удалось спасти лишь немногое, в том числе удалось вынести из пожара чудотворную икону Божией матери "Грузинская". После пожара монастырь был вновь отстроен, в этот раз в камне.

Казань

Окружающие монастырь стены с характерными для крепостных сооружений Руси с конца XV века двурогими зубцами в виде ласточкиного хвоста и башнями были сооружены в конце XVII - начале XVIIII вв (к нашему времени от пяти башен сохранилось только 3), они длиной около полукилометра, в них были сделаны бойницы и на них были расположены пушки. В первые годы существования обители каменные стены защищали монахов от набегов иноверцев.
Тогда же, в 1690-1717 гг, в целом и сложился весь архитектурный ансамбль Раифского монастыря, он единственный сохранившийся в Татарстане православный монастырский комплекс в стиле барокко. К 1739 году в монастыре было 15 храмов, во многих из них были древние иконы и богатая утварь, большой вклад в дело процветания Раифской пустыни внёс тогдашний митрополит Казанский Тихон Третий.
Казань

Первое здание на территории Раифского монастыря, которое сразу же бросается в глаза ещё до входа в саму обитель - это колокольня с надвратной церковью в честь Архистратига Божия Архангела Михаила, причём это сооружение и ещё Троицкий собор - самые последние по времени строительства. Колокольню и церковь на месте стоявших в то время и уже разрушающихся башни и надвратной церкви Св. Николая начали возводить в 1889 году, миллион кирпичей для этого благого дела пожертвовал казанский купец и меценат Михаил Тимофеевич Атлашкин. В 1891 году на новой колокольне установили крест. Умершего в 1901 году мецената М.Т. Атлашкина похоронили на здешнем монастырском кладбище.
Высота колокольни 60 м, венчает её 7- метровый крест:

КазаньКазань

Барельефы перед входом в монастырь похожи на старинные, а ворота явно сильно моложе:

КазаньКазань

Самая старая сохранившаяся церковь - во имя Святых отцов, в Синае и Раифе избиенных была отстроена в камне в 1708 г, в 1892 году храм был реконструирован:

Казань

Доступа для экскурсий в церковь во имя Святых отцов, в Синае и Раифе избиенных нет, да и вообще нет, только в Великий пост здесь проводятся богослужения.

Близко к противоположной от входа стене находится здание братских келий, построенное на рубеже XVII - XVIII веков:

Казань

Перед монашескими кельями слева - Надкладезная часовня, в ней - источник с водой (всё оборудовано, вода течёт из кранов), можно налить воду в свои бутылки и здесь же можно купить пирожки и булочки, которые тут пекут, продаются мёд, чаи, варенье - также монастырского производства:

КазаньКазань

Мы с собой привезли пустую 5-литровую бутылку (при заселении в апартаменты нам посоветовали взять в поездку в Раифский монастырь пустую тару), набрали воды, до конца пребывания в Казани выпили её всю. Также по совету гида купили несколько пирогов, они оказались очень вкусными.

Слева от Надкладезной часовни расположился "Кошкин дом" - дом в прямом смысле слова: кошкам, обитающим на территории монастыря, построили домик, около него стоят миски с едой, так что кошачьи здесь состоят на полном довольствии) Мы видели всего пять котиков - чёрного на территории монастыря и вальяжно гуляющих около кафе рыжего, серого, чёрного и белого, но на летних фотографиях туристов котов огромное множество, пишут, что в монастырь часто привозят и кошек с котятами, и просто котят, каких-то их них разбирают паломники, какие-то остаются жить в монастыре.

Кисловодск

На площади между Троицким собором и братскими кельями стоит любопытный объект - солнечные часы:

КазаньКазань

Когда-то давным-давно в Раифском монастыре были сделаны солнечные часы, монахи молились и работали в соответствии с показаниями светящейся от солнца полоске на циферблате. Примечательно, что солнечное время в Казани отличается от московского часового пояса, по которому и живёт Татарстан, приблизительно на 40 минут вперёд.
В трудные послереволюционные годы, когда монастырь был закрыт, солнечные часы исчезли. Их восстановили в 90-е годы XX века, в 2018 году обновляли, но сейчас видно, что столбик, на котором стоит прибор, вновь требует побелки.

Ненадолго заходим в Собор Живоначальной Троицы - главный храм Раифского монастыря:

Казань

Троицкий собор был возведён на месте старого храма постройки XVII века в 1903-1910 гг., архитектор Ф.Н. Малиновский. Собор построен в псевдорусском стиле, похожем на кирпичное узорочье XVII века, имеет 5 больших глав и две небольшие главки - над алтарём и папертью, это количество глав соответствует семи таинствам православной церкви. Этот собор холодный.
Казань

Из-за недостатка средств при строительстве Троицкий собор внутри не был расписан, поэтому и по сей день украшением храма служат лишь иконы да церковная утварь.

Казань

Троицкий собор знаменит отличной акустикой, говорят, будто бы пение четырёх монахов слышно за 2 километра от монастыря! Службу нам застать не пришлось, так что поверим этим утверждениям на слово)

КазаньКазань

Запомнилась необычная икона - икона Божией Матери "Семистрельная":

КазаньКазань

Она появилась в Соборе Живоначальной Троицы в 2018 году, сделана в мозаичной технике из морской гальки, сверху покрыта эпоксидным составом, который защищает поверхность от любых воздействий, авторы этого произведения - художник, руководитель мастерской мозаики и камня Анна Солнечная и её коллеги.

Далее мы обошли Троицкий собор вдоль северной стены монастыря, прошли около церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (или просто Софийской):

Казань
Софийская церковь была построена на месте разрушенной от молнии церкви Страшного Суда Божия в 1794 г на пожертвование казанской мещанки Надежды Ивановны Киселёвой. Церковь находится над кельями, само помещение храма небольшое - это одна самых маленьких церквей Европы, в ней могут находиться не больше 7 человек.

И наконец мы приблизились к собору иконы Божией Матери "Грузинская", в нём находится самая важная святыня монастыря - чудотворная икона Божией Матери "Грузинская", чей образ долгие годы является главной заступницей и покровительницей Раифского монастыря, поэтому большинство приезжающих в монастырь паломников в первую очередь направляется именно сюда:

Казань

По сравнению с нарядным, украшенным различными архитектурными приёмами Троицким собором, собор Грузинской иконы Божией Матери внешне смотрится очень лаконично и просто, строгого бело-голубого цвета, массивное основное помещение и один большой купол, это классический стиль провинциального ампира.
Каменный тёплый собор был построен по проекту архитектора М.П. Коринфского в 1835-1842 гг на месте обветшавшего храма XVII века. Внизу под храмом была устроена котельная, зимой собор нагревался от воздуха, шедшего по отдушинам в стенах.

Казань

Зато внутреннее убранство собора Грузинской иконы Божией Матери разительно отличается от холодного храма, здесь прекрасные росписи стен и потолка, изящно украшенные золотым узором колонны с капителями коринфского ордера.

Казань

Но, как было сказано выше, главное богатство этой церкви - это чудотворная икона Божией Матери "Грузинская", самая старая икона монастыря:

КазаньКазань

Казань

Это список (копия) с иконы, которую в 1622 году после захвата Грузии персидский шах Аббас похитил и с далекоидущими планами увёз с собой вместе с другими православными ценностями в Персию (Иран) - чтобы потом продать русским купцам. Икону, украшенную золотом и серебром, в 1625 году купил Стефан Лазарев, приказчик купца Егора Лыткина. Стефан Лазарев в 1629 году вернулся в Ярославль и доставил на Родину Грузинскую икону Божией Матери, а затем Егор Лыткин отвёз образ Богородицы в Красногорский Богородицкий монастырь на правом берегу Пинеги, что в Архангельской епархии.
Постепенно слава о чудесах, которые происходили от Грузинской иконы Божией матери, распространилась далеко за пределы монастыря, этот чудотворный образ носили по разным городам России, совершали с ней крестные ходы вплоть до сибирской реки Лена.
Поэтому, когда началось строительство Раифской обители, митрополит Казани Лаврентий послал в Красногорский Богородицкий монастырь одного из лучших иконописцев для выполнения списка чудотворной иконы Грузинской Божией Матери. Копия была привезена в Казань и в торжественной обстановке - с крестным ходом под предводительством митрополита Лаврентия - доставлена в Раифскую пустынь. По монастырским преданиям, в этом пути начали совершаться чудесные излечения больных и немощных, список иконы также, как и оригинал, стал считаться чудотворным. Оригинал иконы Грузинской Божией Матери после войны был утерян.
Икона Божией Матери "Грузинская", как было сказано выше, была спасена при пожаре в монастыре в 1689-м году. И чудом сохранилась она в годы революционного лихолетья, была спасена учёными Казанского университета. Долгие годы икона Божией Матери "Грузинская" хранилась в казанском храме святых Ярославских чудотворцев при Арском кладбище, в 1992 году, когда Раифский монастырь стал вновь возрождаться, была возвращена в обитель.

В начале 1930-м года монастырь постигла печальная участь - после всенощного богослужения 26 января были арестованы все, кто на нём присутствовал, позже 5 монахов, один послушник и два прихожанина из соседней деревни были расстреляны, ещё около 40 человек - монахов и послушников монастыря, монахинь из разных монастырей и мирян - были осуждены
годы советской власти монастырские помещения занимали различные организации: лесной факультет Казанского университета, исполком волости, трудовая колония ОГПУ, потом - СПТУ. По словам нашего гида, в качестве трудовой колонии монастырь был идеален - высокие, толстые стены, особых затрат на охрану не требовалось... В 1991 году монастырь был возвращён православой церкви и более 15 лет шло восстановление обители, некоторые работы продолжаются и по сей день.

На этом наша экскурсионная часть в Раифском монастыре была завершена, мы вышли за монастырские стены и дошли до берега озера, ранней весной вид здесь был ещё по-зимнему суровый:

Казань

Экскурсовод рассказала о необычном факте, связанным с Раифским (бывшим Сумсим) озером: лягушки, живущие в этом озере, никогда не квакают. По монастырской легенде, когда-то монахи обители обратились к Богу с просьбой утихомирить лягушачьи концерты, потому что они мешали монахам читать молитвы и петь, с тех пор лягушки молчат, хоть и продолжают плодиться, как все другие представители их вида. По рассказам местных жителей, если этих лягушек увезти в другое место, то там они начинают квакать. А ещё сюда якобы как-то привозили голосистых французских лягушек, они немного поквакали и тоже замолчали... Вот такая пока неразгаданная лягушачья загадка и тайна этого озера.

По дороге к стоянке сфотографировали с одной стороны панно из гальки с изображением монастыря - фото слева, фото справа с другой стороны стелы взято из открытых источников в интернете, это мозаичная икона Грузинской иконы Божией матери,

КазаньКазань

выполненная, как и икона "Семистрельная" в Троицком соборе, в творческой мастерской Анны Солнечной, образ установлен в 2018-м году.

Бросаем последий взгляд на Раифский монастырь и идём в автобус. Всего в монастыре мы провели 1 час 10 минут.
Монастырь понравился, было очень интересно познакомиться с его историей, да, конечно, жаль, что это не лето, на всех летних фотографиях монастыря - красивейшие клумбы, зелень, но и зимой-весной там есть, что посмотреть, храмы - они вне времени и сезонов...

Казань

Далее мы отправились к конечной точке нашего экскурсионного вояжа - в Свияжск, ехали бодро, всего примерно 45 минут. По дороге проезжали по мостам через реки - Волгу и Свиягу, попутно гид рассказывала о горнолыжном куроте "Свияжские холмы":

КазаньКазань

Несколько поворотов после съезда с Е22/М-7 и вот уже едем по Свияжской дамбе, впереди на горе виден Свияжский Успенский мужской монастырь:

Казань

В настоящий момент Свияжск - это город-остров, потому что в 1957 году после постройки Куйбышевского водохранилища уровень воды в Волге значительно поднялся и холм, стоявший в месте впадения Свияги в Волгу, за очень короткое время стал островом.

А строительство первого поселения-крепости на Круглой горе в середине XVI века, связано с именем великого князя Московского и царя всея Руси Ивана IV, позже получившего прозвище Грозный. Дело в том, что 2 похода русских войск под предводительством Ивана IV на Казань были неудачными, не только потому, что столица ханства предстваляла из себя мощную крепость и каждый раз русские войска сталкивались с непреклонным боевым духом защитников Казани , возглавляемых имамом Кул Шарифом, но и во многом из-за того, что у русских войск не было возможности быстро доставить дополнительное подкрепление, вооружение, припасы еды, негде было укрыться для передышки, потому что воевать приходилось на чужих враждебных землях, ведь Казань находилась довольно далеко от крупных русских городов.
Но граница Казанского ханства к тому моменту была в нескольких десятках километров от чрезвычайно удачного в стратегическом плане места: гора Круглая, которая с трёх сторон была окружена реками Щука, Свияга и Волга, давала возможность видеть и контролировать подступы к Казани и находилась всего в суточном переходе до столицы Казанского ханства, что и послужило выбором этого места как будущего опорного пункта для взятия Казани.
О том, как русским удалось внезапно соорудить крепость в такой близости от главного города ханства Казанского, станет понятно чуть позже, когда мы будем осматривать Свияжск.

Дамбу, связывающую большую землю и Свияжск, открыли в 2008 году.

Кисловодск

До постройки дамбы вся связь с материком осуществлялась на водном транспорте. По левой стороне (если стоять лицом к дамбе) есть довольно большая парковка, справа - парковка поменьше, но по летним фотографиям туристов можно понять, что их не хватает - машины стоят вдоль дороги очень далеко от лестницы.

КазаньКазань

Ещё немного левее, под холмом, находится туристско-информационный центр:

КазаньКазань

В него нужно зайти, чтобы взять "билет" в Свияжск - он бесплатный, по сути это пропуск, без него невозможно пройти через турникеты перед лестницей (видимо, эта система предназначена для подсчёта количества туристов). Для организованных групп билеты получает гид.
Сувениров, кроме открыток, в инфоцентре обнаружено не было, поэтому все покупки на память нужно сделать в Свияжске.
На территории Свияжска есть различные музеи, входящие в комплекс музея-заповедника "Остров-град Свияжск", всю иформацию об экспозициях и билетах можно посмотреть на сайте музея-заповедника. Наша программа пребывания посещение музеев не предусматривала.
Справа в здании инфоцентра - туалет, платный, на март 2023 г - 20 руб.
Далее дружно проходим через турникеты и поднимаемся вверх на холм по просвечивающейся металлической лестнице (фото ступенек выше), людям с боязнью высоты на такой лестнице будет очень неуютно...

Свияжск

Уже в конце экскурсии по острову-граду, перед спуском вниз, мы прошли полтора десятков метров вдоль стены Свияжского Успенского монастыря до пронзительного памятника, посвященного жертвам политических репрессий:

КазаньСвияжск

В конце 20-х годов прошлого столетия в Свияжском Успенском монастыре организовали детскую трудовую коммуну, в 1936 году её преобразовали в исправительную колонию №11, позже - ИТК №5, в которой в основном отбывали наказание осуждённые за антисоветскую деятельность и пропаганду по печально знаменитой 58-й статье...

После смерти Сталина колонию сделали филиалом Казанской психиатрической больницы на 500 коек, закрыли эту больницу только через 40 с лишним лет, в 1994 году.

В 1999 г в Татарстане стали доступны секретные архивы КГБ И МВД и была составлена Книга памяти республики Татарстан, в ней указано почти 24000 фамилии тех, кто был расстрелян и умер в лагерях и тюрьмах республики в годы лихолетья, в том числе 3080 человек не выжили в здешней ИТК...

После сбора группы направляемся в Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь.
Монастырь был основан архимандритом Германом вскоре после взятия Казани, в 1555-м году, Герман стал первым настоятелем монастыря. Успенский монастырь в XVI-XVIII вв играл большую роль в церковной жизни Среднего Поволжья, он был одним из самых влиятельных, значимых и богатых монастырей России.
Архитектурный ансамбль Успенского монастыря уникален, он с самого начала строился в камне - для того времени это было необычно, редкий монастырь мог себе это позволить, практически все религиозные сооружения, основанные в тот период, были сначала деревянными.
Для строительства этого монастыря царь Иван IV "командировал" псковских мастеров во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, знаменитых строительством собора Василия Блаженного в Москве. С момента постройки шедевры монастыря сохранились почти в первозданном состоянии, весь его облик с XVI века изменился незначительно. Только церковь Вознесения Господня над Святыми воротами, возведённая на рубеже XVII-XVIII веков, была разрушена в годы советской власти, восстановлена в 2012-2017 гг:

КазаньКазань

Слева от входа расположен Настоятельский корпус, возведённый во второй половине XVII века, такой основательный, он очень напоминает палаты знатных бояр (это указывает на высокое значение и богатство монастыря):

Свияжск

Справа от входа - братский корпус, за ним - церковь Германа, архиепископа Казанского, и Митрофана, епископа Воронежского:

Казань

Главный храм монастыря - Успенский собор:

Казань

Успенский собор был построен в 1556-1561 гг, это яркий памятник псковско-новгородского зодчества, самый южный в России представитель этого стиля. Но знатоки псковско-новгородской архитектурной школы поймут, что храм несколько отличается от канонов северного зодчества, а всё потому в XVIII веке в угоду модным тогда веяниям на церкви появился новый кувшинообразный купол в стиле украинского барокко, благодаря этому куполу собор стал выше, плюс под куполом возвели 12 барочных кокошников по периметру основного здания, внутри кокошников есть ниши, расписанные, как иконы. Также внутренний интерьер Успенского собора ценен сохранившимися фресками (общая площади фресок более 1000 кв.м.), которые нам увидеть не удалось, потому что в зимний период Успенский собор закрыт как раз для сохранения его уникальных фресок.

Свияжск Рядом с Успенским собором находится первый каменный храм на территории монастыря и самое старое каменное здание Свияжска - Никольская трапезная церковь. Церковь была построена в 1555-1556-м году, при её возведении псковской артелью мастеров руководил Иван Ширяй.
Во второй половине XVI века около Никольской церкви была возведена четырёхярусная 43-метровая колокольня, самое высокое строение в Свияжске. После постройки на колокольне было 5 колоколов, в XVIII веке - 11, в XIX веке 22, в том числе главный колокол весом в 525 пудов, то есть 8,5 тонн, один из самых больших в Поволжье колоколов. Сейчас на ярусе звона колокольни висят современные колокола - 3 средних и 5 малых.

Купол самой церкви не сохранился, поэтому сейчас не совсем понятно, что это - только колокольня или колокольня и церковь. Не сохранились и фрески, некогда украшавшие храм.

Мы поднялись в трапезную Никольской церкви - не очень большое по площади помещение с низкими сводами и массивным столпом посередине:

Казань

Справа от входа в нише - иконостас и алтарь:

Казань

Потолок над этой нишей выложен кирпичом в виде купола, очень необычно, может быть, здесь раньше и был купол церкви?..

Свияжск

Внутреннее убранство храма сейчас совсем простое - иконы на стенах, хоругви:

Казань

Икона и мощи основателя монастыря святителя Германа:

СвияжскКазань

Перед входом в трапезную Никольской церкви - лестница для подъёма на колокольню, вход платный - 100 руб. на март 2023-го. Виды с колокольни отличные (правда, через металлическую сетку), но ранней весной бело-серые однообразные пейзажи, думается, не сильно порадовали бы, поэтому было решено оставить подъём на колокольню на следующий приезд в тёплое время года, плюс пришлось бы отбиться от группы.
Поэтому вместе с нашей группой мы спустились вниз, на первый уровень церкви,

Свияжскгде очень низкие своды и при переходе из одного помещения в другое нужно наклоняться

Свияжск

и где находится реконструированная келья святителя Германа. Келью можно рассмотреть за двумя небольшими оконными проёмами:

СвияжскСвияжск

Святитель Герман жил очень скромно и аскетично, размер его кельи был 3 на 2 метра, в ней были только самые необходимые вещи. При этом святитель Герман не жалел сил на руководство по возведению величественных храмов обители.
До революции в келье святителя Германа хранилось 7 вещей, доподлинно ему принадлежавших, после бурных событий первой половины XX века они пропали.

Свияжск

На этом осмотр Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря был закончен и через ворота Вознесенской надвратной церкви мы вышли улицу Успенскую:

СвияжскСвияжск

В 2017 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Рядом со Свияжским Богородице-Успенским монастырём находится комплекс Конного двора (справа от лестницы на холм):

Свияжск

От исторических построек на Конном дворе практически ничего не осталось, около 10 лет назад была проведена реконструкция и восстановление того, что можно было восстановить и здесь теперь находится этнографический комплекс с различными мастерскими ремесленников и сувенирными магазинами, а также манеж для верховой езды, можно прокатиться на лошадях, зимой мы не увидеои катающихся, но летом точно можно) Конный двор открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, в нашей экскурсионной программе время на него не было отведено.

Далее мы прошли по улице Успенской

Свияжск

мимо Музея истории Свияжска,

Свияжск

симпатичного домика и парка под названием Сад размышлений,

СвияжскСвияжск

повернули направо, а затем налево - к Троицкой улице:

Свияжск

На Троицкой улице нашей целью был Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который, собственно, и виден на фото.

Интересно, что до второй половины XVIII века на этом месте располагался Свято-Троицкий мужской монастырь, который начал строиться в 1551 году сразу же с основанием Свияжска как форпоста для взятия Казани. Насельниками в этом монастыре были монахи знаменитого Троице-Сергиева монастыря, что находится под Москвой, их было не очень много, хотя в XVI - XVII вв монастырь быстро расстраивался, в том числе в 1551 г была собрана Троицкая церковь - старейший храм Среднего и Нижнего Поволжья и единственное сооружение, сохранившееся от того самого деревянного Свияжска (с оговоркой, что церковь несколько раз перестраивалась, после чего её первоначальный вид довольно сильно изменился) :

Свияжск

Во второй половине XVIII века Свято-Троицкий мужской монастырь был упразднён, на его месте разместился Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

Троицкая церковь в результате реконструкций XVIII-XIX вв лишилась своего шатрового завершения, крыша стала низкой, покрытой железной кровлей, купол также покрыли железом, всю церковь обили тёсом. В советское время храм потерял много ценных икон, но основной резной иконостас остался. В начале 2000-х годов была проведена реставрация Троицкой церкви, в результате которой храму частично вернули исторический облик.
Свияжск

Вот тут и пришло время нам узнать, каким образом так близко к Казани русские смогли как-то тихо и за короткое время выстроить целый город-крепость на горе, ведь строительство - это дело небыстрое, ресурсозатратное и шумное. Оказывается, здесь была применена одна тактическая хитрость: все внешние крепостные стены и ворота, башни и дома, хоз.постройки и Троицкая церковь зимой 1550-1551 гг были срублены под Угличем, в вотчине бояр Ушатых, потом все брёвна пронумерованы и помечены, затем постройки разобрали и весной 1551-го года их на судах вместе с ратниками и крупными орудиями сплавили по Волге до будущей крепости - а это путь длиною почти в 1000 километров! Речной путь был примерно таким (понятно, что схема достаточно условна, не учитывает изменения русла реки за почти 5 столетий и небольшие повороты реки, но наглядность 100% присутствует):

Свияжск

На месте оставалось распланировать территорию, очистить её от леса, выкопать рвы, собрать доставленные срубы, как очень большой конструктор, засыпать крепостные стены камнем и землёй.
Возведённую с невероятной скоростью крепость в честь Ивана IV сначала назвали Иван-городом Свияжским, потом сократили до Свияжска. Руководил строительством и сбором деревянного поселения военный инженер дьяк Иван Выродков. Примечательно, что на месте обнаружилось, что с предварительными расчётами ошиблись и доставленных брёвен хватает только на то, чтобы застроить половину верхушки Круглой горы, недостающее в срочном порядке пришлось рубить из деревьев, росших на горе и в округе. Всего за 4 недели на Круглой горе появился новый деревянный город, это уникальное историческое явление! В некоторых статьях пишут, что строили Свияжск одновременно 75 тысяч человек, но, кажется, что такому количеству людей там было бы просто не разместиться, но в любом случае, строителей для такого грандиозного проекта явно было немало.

Второй "по возрасту" храм на территории Иоанно-Предтеченского монастыря и третий в Свияжске (после Успенского собора и Никольской трапезной церкви Свияжского монастыря) - белокаменная трапезная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского или просто Сергиевская (1604 г):

Свияжск

За прошедшие столетия Сергиевская церковь почти не изменилась, только колокольня, постороенная чуть позже, чем храм, вместо шатра получила в навершии купол.

И главный храм монастыря и единственный, который мы здесь посетили - собор во имя иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость", или Скорбященский:

Свияжск

Собор из красного кирпича был возведён в 1898-1906 гг в русско-византийском стиле, архитектор - Фёдор Николаевич Малиновский. Размеры Скорбященского собора впечатляют: площадь 38 на 28 метров, высота 32 метра, это один из самых больших храмов Среднего Поволжья в дореволюционной России и второе по высоте здание в Свияжске. Хотя, если стоять не в непосредственной близости от храма, кажется, что его высота гораздо больше длины, вот такой удивительный приём оптического обмана использовал архитектор.

Декорирован собор в стиле древнерусского кирпичного узорочья из фабричного кирпича:

Свияжск

Внутри частично сохранилась роспись (выполненная в 1914 году), конечно, собор очень сильно пострадал в годы революции, был закрыт и осквернён. Восстановлен храм в 1959 году.

Свияжск

Очень красив реконструированный иконостас главного алтаря:

Свияжск

В Скорбященском соборе также невозможно не обратить внимание на яркую напольную плитку:

СвияжскСвияжск

Нам эта плитка очень напомнила плиточное покрытие в храме Basilica di San Giorgio Maggiore в Венеции, там плитка тоже была с таким 3D-эффектом. Экскурсовод рассказала, что метлахская плитка была изготовлена на заводе Ушковых (на экскурсии в доме Ушковых мы побываем на следующий день) и отличалась некоторой грубостью, но особой прочностью, что доказало прошедшее с момента строительства храма время. Прочность плиток достигалась тем, что на них не было верхнего слоя из цветной глазури, потому что плитки были полностью прокрашены, даже если истиралось верхнее покрытие, внутри была такая же цветная керамика. Плитка изготавливалась сухим способом, далее она обжигалась при температуре примерно 1200 градусов Цельсия до состояния плотного спекания, поэтому метлахская плитка морозостойкая, кислотоустойчивая, очень твёрдая, её можно использовать в помещениях с большой проходимостью, а также на улице.

На углу Троицкой и Александровской улиц можно увидеть ещё одно здание, относящееся к Свияжскому Иоанно-Предтеченскому монастырь - небольшую башню-часовню, построенную в 1901 году также по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского, часовня освящена в честь Николая и Александры, Царственных Страстотерпцев:

Свияжск

Надо сказать, что архитектурный облик Свияжска довольно мало изменился за последнюю сотню с лишним лет, да, были снесены культовые сооружения, частично - дома жителей, но то, что на территории этого поселения не было построено ни одного промышленного предприятия, сохранилось большое количество жилой застройки позапрошлого и прошлого века, новые дома не выбиваются из общей картины улиц, на улицах практически нет автомобилей (заезжать вверх можно только жителям и постояльцам гостиниц), делает Свияжск уникальным населённым пунктом нашей страны, можно сказать, что здесь реально перенестись назад в прошлое без машины времени.

Продолжаем прогулку по улице Троицкой. Здание бывшего уездного училища, 1830-е гг:

Свияжск

Плавно - не фигурально, а действительно плавно, потому что Троицкая улица поворачивает влево очень незаметно - приближаемся к Рождественской площади:

Свияжск

Видно, что площадь благоустроена, установлены лавочки и фонари, проложены асфальтированные дорожки, летом здесь наверняка много цветов на клумбах, но ранней весной можно увидеть немного грустную картину - подтаявший снег с робко пробивающейся травой в проплешинах на газонах:

Свияжск

В XX веке были снесены стоявшие на Рождественской площади храмы, один из них - Софийская церковь, построенная в первой половине XVIII столетия

Свияжск

Справа - вид на Свиягу, на переднем плане - то, что осталось от кирпичной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1755 г. Разрушили церковь в конце 20-х - начале 30-х гг прошлого столетия:

Свияжск

Усадебный дом купца Каменева Ф.Т., сейчас в нём находится гостиница:

Свияжск

Фото из серии "было-стало":

Свияжск

Самым заметным сооружением Рождественской площади является комплекс, состоящий из бывшего ремесленного училища и пожарного обоза:

Казань

Начало строительства комплекса - 1870-е годы. В 1880-м над помещением пожарного обоза была сооружена деревянная каланча, до наших дней она, конечно, не сохранилась, каланча, что сейчас возвышается над Свияжском, восстановлена некоторое время назад.
История этих зданий богата, в каменных корпусах комплекса в разное время располагались самые различные организации: городская управа и мужское приходское училище, бибилиотека, женское приходское училище, комитет попечительства о народной трезвости, низшее ремесленное училище, также, собственно, в этом комплексе было служебное помещение пожарного обоза со складом хозяйственных материалов, позже оно было переделано в конюшню, в послереволюционные годы здесь была тюрьма, потом - классы школы-интерната для слабовидящих детей. В наши дни в части этого здания находится Художественная галерея. На каланче соорудили смотровую площадку, входной билет на неё на 2023 год - 250 руб., летом, пишут, виды на окрестности превосходнейшие, если у вас будет возможность там побывать в тёплое время года, поднимитесь обязательно!

А мы посмотрели на просторы, открывающиеся со смотровой площадки между местной школой и комплексом пожарного обоза, и на посад, внизу на первом плане виден большой усадебный дом, построенный в 1870-е годы купцом Тимофеевым:

Свияжск

Здесь, на открытом месте, было особенно холодно, несмотря на небольшой плюс на термометре, так что в такое время года расслабляться рано и нужно одеваться потеплее.

Рождественская улица ведёт к Речному вокзалу Свияжска:

Свияжск

Летом в Свияжск из Казани можно добраться на теплоходе.

Свияжск

Ниже по склону холма, за зданием Свияжской школы, построенным в псевдоготическом стиле в начале XX века (архитектор Григорьев),

Свияжск

находится единственная сохранившаяся немонастырская церковь Свияжска - храм равноапостольных Константина и Елены:

Свияжск

Первая церковь была деревянной и построена в 1551 году, ещё до похода из Свияжска на Казань, она выполняла роль приходской церкви Свияжска. В камне церковь равноапостольных Константина и Елены отстроили в XVII веке, плюс была построена колокольня, в XVIII веке храм и колокольню соединили трапезной.

Свияжск

Около здания школы стоит обелиск односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны:

СвияжскСвияжск

На Рождественской площади можно увидеть довольно большой холм:

Свияжск

На этом месте стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1755 году в стиле казанского барокко, в начале XIX века перестроена в классическом стиле. Точная дата разрушения храма неизвестна, в источниках указывается расплывчатые конец 1920-х - начало 1930-х годов...

СвияжскСвияжск

С Рождественской площади хорошо видно начало улицы Московской, слева на переднем плане - здание бывшей богадельни, построенной в конце XIX века на средства купца Каменева (сейчас там расположены небольшая гостиница и кафе), дом в конце улицы - музей Гражданской войны:

Свияжск

В этом доме летом 1918-го жил и работал Л.Троцкий.

Здесь экскурсинная часть нашей программы была закончена, мы отправились обедать в кафе "Ёлки", о чём было подробно рассказано в первой части цикла казанских отчётов.
После обеда все бодро отправились к машине

Свияжск

и вскоре выехали в Казань.

Общие впечатления от экскурсии и её организации у нас остались самые положительные, нам было интересно, узнали много нового. Да, в межсезонье природа не в самом лучшем своём виде, но исторические достопримечательности, храмы можно смотреть в любое время года.

Источники, использованные при написании рассказа:

- Ханов Ильдар Мансавеевич: Татарская энциклопедия TATARICA: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-dpi/personalii/hanov-ildar-mansaveevich
- Ильдар Ханов и его Храм всех религий: http://udivitelno.com/people/item/170-ildar-khanov-hram-vseh-religij
- Вселенский храм. Храм всех религий: https://вселенскийхрам.рф/

- Раифский Богородицкий епархиальный мужской монастырь: https://www.raifa.ru/
- Раифский Богородицкий монастырь...: https://www.culture.ru/institutes/8879/raifskii-bogorodickii-monastyr

- У камней сильная энергетика: в Раифском монастыре выкладывают из морской галькичудотворный образ Богородицы | Вечерняя Казань: https://www.evening-kazan.ru/articles/u-kamney-silnaya-energetika-v-raifskom-monastyre-vykladyvayut-iz-morskoy-galki-chudotvornyy-obraz-bogorodicy.html

- Чудотворная икона Божией Матери "Грузинская" - святыня Раифской обители | Публикации | Православие | Портал Татарстанской митрополии: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=65793

- Богородице-Успенский Свияжский мужской монастырь | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской миторополии: http://www.kazan-mitropolia.ru/temples/priories/svijgskiemonzkonstantinaieleni/

- Рощектаев Андрей Владимирович. История Свияжского Успенского монастыря: http://samlib.ru/r/roshektaew_a_w/sum.shtml

- История острова-града Свижск: https://yanarysh.tatarstan.ru/Sviyazhskhistory.htm

- История Свияжска кратко, от взятия Казани до наших дней: https://russo-travel.ru/info/istoriya-sviyazhska-kratko/

- Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии: https://tatmitropolia.ru/hramy_tatarstana/monastery/ioanna_predtechi_sviyazhsk/

- "Граховский районный краеведческий музей имени Ашальчи Оки" | Метлахская плитка: https://museum-grahovo.udm.muzkult.ru/Metlahskaya

- Путеводители по России || Республика Татарстан || Свияжск https://old.mccme.ru//putevod//16/Sviyazhsk/sviyazhsk.html

- Храм равноапостольных Константина и Елены | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской миторополии: https://tatmitropolia.ru/all_publications/hramy_tatarstana/?ID=44829

- Прогулка по Свияжску | IZI Travel: https://izi.travel/ru/c377-progulka-po-sviyazhsku/ru#dbff8fb4-9490-4f3b-8913-71896a1aa919


Поблагодарить можно разными способами

1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер

Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.

Отзывы и комментарии


| Наталья Сахарова
Большое спасибо за такой подробный и очень познавательный рассказ! Мы тоже собираемся летом посетить Казань и эта информация будет нам полезна! Интересно, архитектор Ф. Н. Малиновский, построивший собор в русско-византийском стиле в Свияжске, имеет какое-то отношение к нижегородскому архитектору Малиновскому, спроектировавшему Спасо-Преображенский собор в Сормово? Храмы очень схожи по стилю.
| Елена!
Наташа, большое спасибо за внимание к моему рассказу! Да, Скорбященский собор в Свияжске и Спасо-Преображенский в Сормове очень похожи, но, судя по всему, архитекторы Малиновские - очень талантливые однофамильцы, творившие приблизительно в одно время. Нашла, что Фёдор Николаевич Малиновский родился в 1864 г в Одессе в дворянской семье, закончил Институт гражданских инженеров, служил в Тверском губернском управлении на должности младшего инженера строительного отделения, затем в 1893 году был назначен на должность Казанского губернского архитектора и Казанского епархиального архитектора, с 1907 по 1911 служил Казанским губернским инженером. Ф.Н.Малиновский спроектировал почти три десятка православных храмов и других объектов в Татарстане, Марий Эл, Чувашии и Ульяновской области. Павел Петрович Малиновский родился в 1869 г в Нижнем Новгороде в многодетной семье отставного солдата-кантониста, закончил Петербургский институт гражданских инженеров, с 1893 года начал работать архитектором в городской управе Нижнего Новгорода, в 1908 году переехал в Москву, спроектировал около 10 различных зданий и сооружений.

Благодарим за прочтение, будем рады получить ваш отзыв!

Защитный код



    Copyright © 2014 antey | Перепечатка материалов - только с разрешения администрации сайта.