Март - благодатный месяц для путешествий в более южные, чем средняя полоса России, края. Поэтому в марте 2018-го очередным объектом нашего туристического внимания стала Греция - страна с древней историей, прекрасной природой, вкусной едой и радушными жителями)
Билеты в Афины, как обычно, были куплены заблаговременно, во время осенней распродажи. Доставку нас к красотам Греции мы поручили авиакомпания Turkish Airlines, она бралась сделать это за весьма гуманные деньги (11216 р. за один билет на момент покупки), взамен предложив великолепное обслуживание, перевозку до 30 кг багажа на человека плюс ручная кладь, разнообразное бортовое питание и даже питание на земле, но об этом позже.
Перелёт Москва-Афины-Москва предполагался со стыковками в Стамбуле.
Это был наш первый и пока единственный визит в бывшую столицу трех империй и двух мировых религий, в город с богатейшей историей почти в три тысячи лет, хотя на Анатолийском побережье Турции мы отдыхали не один раз. Сказать, что мы посмотрели Стамбул, конечно же нельзя, но у нас появилось своё представление об этом городе и, возможно, мы когда-нибудь дозреем до полноценного визита...
Итак, технические вводные такие: по пути туда, 5 марта 2018-го, очень короткая стыковка в Стамбуле - 1:25, обратно, 15 марта 2018-го пересадка длилась 12 часов, с 12:20 до 0:30. Поэтому Стамбул с высоты нам удалось увидеть и днём,
 
и в тёмное время суток:

Перелет по дороге в Афины прошёл штатно, без каких-либо лишних эмоций, кроме положительных, вылетели в 15:40, прилетели в Стамбул по расписанию в 18:55.
Заблаговременно я заказывала спец.меню - Sea Food Meal (тогда оно ещё было доступно к заказу в экономе на коротких перелётах), одно кошерное и одно оставила стандартное питание. И Turkish Airlines не подвели), еда и напитки на первом сегменте, как и на всех остальных, были очень вкусными,
   
обслуживание отличное, так что долетели до Стамбула быстро...

Медиа-системы на длинных перелётах работали исправно, можно было смотреть фильмы, слушать музыку, играть в какие-то игры, так что скучать не пришлось.
Короткая стыковка в огромном аэропорте им.Ататюрка по отзывам пугала, но нужный нам гейт оказался очень близко от того места, где мы вошли в здание аэропорта, поэтому приземлилившись в 18:55, мы быстро сориентировались, дошли до гейта,

успели побродить по дьюти-фри, посмотреть на людей из разных концов света, купить воды в кафе и даже немного устать от ожидания посадки и вылета в 20:20.
На плече Стамбул-Афины в Airbus A321 у нас неожиданно оказалось очень интересное место в 7-м ряду у запасного выхода (при бронировании мест это было непонятно) - перед креслом у иллюминатора было свободное место у запасного выхода, можно было вытянуть ноги, правда, полёт короткий, всего 1:25. На откидном стуле перед нами во время взлёта и посадки сидела стюардесса.

На обратном пути во время длинной дневной стыковки у нас был запланирован выход в город. С выходом возникли проблемы - больше часа мы простояли на паспортном контроле, многонациональная толпа извивалась вдоль разделителей к столам пограничников, очередь двигалась вроде бы и не так уж медленно, просто было очень-очень много людей...
Но всё заканчивается, и очередь для нас закончилась, с проштампованными паспортами мы оказались на пути к станции метро, до входа в которое довольно быстро дошли по указателям Subway, где обзавелись билетиками (а наличными лирами мы разжились ещё в здании аэропорта в банкомате DenizBank, снимали с рублёвой Мастеркард Сбербанка без комиссии).
Дальнейшая информация, как мы добирались в город, будет неактульна - ко времени написания отзыва аэропорт им.Ататюрка закрыли. В двух словах скажу, что до центра Стамбула доехали мы хорошо, на метро и трамвае, правда, путь в один конец занял чуть ли не целый час, в трамвае было очень многолюдно в обе стороны, но, к моему удивлению, сидящие мужчины, особенно молодые, уступали место женщинам в возрасте, как-то у нас это уже нечасто встретишь.
Единственное, что при покупке билетов перед входом в метро я почему-то я решила, что Istanbulkart нам не нужна), но при пересадке на Zeytinburnu на трамвай поняла свою оплошность, в автомате на перроне мы купили карту, пополнили её и на оставшихся поездках немного сэкономили)
Доехали мы до остановки Sultanahmet:
В Стамбуле было существенно прохладнее, чем накануне в Афинах, но на клумбах уже цвели цветы, распускались первые тюльпаны,
работал фонтан, так что было почти летнее настроение.

Для начала мы решили подкрепиться. С едой как-то не задалось - я не готовила конкретные заведения общепита, потому что, открыв стамбульские ветки форумов, прочитала, что в Стамбуле везде вкусно и недорого, решила, что приземлимся там, куда взгляд упадёт. Но заведение, в которое мы зашли, Massa Bistro, видимо, оказалось исключением)), вроде бы мы поели, но удовольствия от знаменитой стамбульской еды не получили. Заказывали чечевичный суп - он был безвкусным, ассорти мяса-гриль было жёстким. Из положительного - понравились несколько тарелочек с разными закусками. Чай объявили комплиментом от заведения)) В счёте были добавлены 10% за обслуживание.
Дальше мы направились "куда глаза глядят" в буквальном смыле. Мы устали от активных походов по греческим горам и долинам, не было желания идти в музеи, толкаться по шумным улицам. Ну, и при подготовке до проработки детального маршрута по Стамбулу руки у меня толком так и не дошли, купила маленький путеводитель, пробежала пару глав в нём, подумала, что на месте что-ниубдь придумаю. Придумала - будем гулять вдоль моря. Ну, мы и погуляли...)
Пересекли Sultanahmet Meydani (площадь Султанахмет),

прошли по площади древнего Ипподрома, на котором во времена Византийской империи устраивались самые доступные тогда зрелища - колесничные гонки.
Никуда не заходили, Голубую мечеть тоже увидели только издалека:

На Ипподроме сохранились некоторые артефакты солидного возраста: Египетский обелиск, Немецкий фонтан, обелиск Константина,
 но нас больше всего интересовала Змеиная колонна, ведь всего неделю назад мы были в Дельфах и видели место, откуда она в 324 г была вывезена Константином Великим в столицу Римской империи - Константинополь:

Вернее, в Стамбуле сейчас можно увидеть, что осталось от той самой колонны, некогда стоявшей на почётном месте перед входом в храм Аполлона в Дельфах и символизировшей победу, которую одержали греческие города-государства над персами в битве при Платеях в 479 г, эту бронзовую колонну отлили из щитов побеждённых врагов.
Изначально высота её составляла, по информации из разных источников, то ли 6,5, то ли 8 метров, "тело" колонны состояло из трёх перевитых змей (поэтому колонну иногда называют Витой), вверху находился золотой треножник с чашей, на 11 витках были выбиты названия греческих городов, которые сражались против персов, города ранжировались по вкладу, который они внесли в победу над персами. Конструкция изначально была непростая и в первозданном виде она просуществовала не очень долго, вскоре исчез золотой треножник.
За свою последующую долгую "жизнь" этот памятник лишился также хвостов и голов змей (сейчас одна голова выставлена в Археологическом музее Стамбула, вторая - в Британском музее в Лондоне, третья утеряна) и стал короче, сейчас от былой колонны осталось 5 метров.
В Константинополе Змеиная колонна прижилась и у жителей города даже было поверье, что колонна в виде змей охраняет город от живых ядовитых пресмыкающихся.
После захвата Константинополя османскими турками античные памятники постепенно предавались забвению, частично разрушались и врастали в культурные слои и только в 1855 английские археологи отрыли и открыли заново Змеиную колонну, но часть колонны и по сей день скрыта в толще земли.

Самое интересное, что в Дельфах в наши дни около храма Аполлона находится точно такая же колонна, хотя, конечно же, на том месте остался лишь постамент, вероятно, эта греческая копия установлена в процессе реставрации комплекса.
Дальше я планировала спуститься к набережной и по набережной же дойти до Галатского моста, но назад по площади возвращаться не хотелось, поэтому мы в конце Ипподрома плавно свернули налево, в сторону моря, совершив стратегическую ошибку)


На пути мы увидели симпатичные домики,

интересные инсталляции на деревьях,
мощные древние крепостные стены, когда-то защищавшие Константинополь,

очень интересно, но, знаете, если у вас в Стамбуле мало времени, не ходите туда!))
В итоге весь наш путь в тот день выглядел вот так:
Больше 7 км пешком, отдохнули славно!)) Конечно, мы шли не полтора часа, а гораздо дольше, благо, время позволяло...

Когда мы спустились к морю, немного прошли, то стало понятно, что ничего особо интересного там нет, но и выхода вверх, в город, нет, поэтому пришлось делать такой большой крюк по набережной Босфора.
К счастью, нам повезло с погодой, было приятно-тепло, солнечно,поэтому мы шли медленнно, наблюдая за жизнью людей
 
и, конечно же, кошек, Стамбул и кошки вместе навсегда!)
 
Серо-белый кот или кошка бежал за нами очень долго, чем-то мы ему приглянулись), хотя покормить его было нам нечем. Но судя по тому, что по набережной проезжала девушка на мотоцикле и через несколько десятков метров оставляла на парапете корм для кошек, местная живность голодной не остаётся.
И на наших глазах едва не случилась трагедия - тот рыжий кот охотился на раненую чайку, чем закончилась история, не знаем, мы ушли с этого места.

Во время этой длинной прогулки мой телефон, на котором была установлена карта maps.me, разрядился, поэтому, чтобы понять, сколько нам ещё топать до Галатского моста, пришлось прибегать к безотказной бумажной карте:

Вдоль всей набережной идёт оживлённая дорога и при приближении к причалу Эминёню машин становилось всё больше, дышать становилось всё труднее - в воздухе было слишком много выхлопных газов, несмотря на лёгкий ветерок от воды.
По пути увидели несколько памятников, до которых, наверное, нормальные туристы не доходят)) Первый - памятник османскому мореплавателю, адмиралу и картографу XVI века Мухиддин Пири-бею (Пири Рейс):

Чуть подальше, на самом берегу, со спины узнали М.К.Ататюрка, очень уж похож по стилистике памятник основателю современного турецкого государства на всем нам знакомые монументы)
 
И, конечно же, впечатляют виды на противоположный азиатский берег Стамбула с небоскрёбами на горизонте и поражает бесчисленное количество плавсредств разного калибра, снующих по Босфору:
  Издалека увидели и Босфорский мост, соединяющий Европу и Азию:
Долго ли, коротко ли), но мы дошли до Галатского моста, посмотрели на такие знакомые поистине открыточные виды, на ловящих в мутных водах Босфора мелкую рыбёшку рыбаков
и на Галатскую башню.
Новая мечеть или Новая мечеть Валиде-Султан, была построена в XVII веке, в этой мечети 66 куполов:

Около пристани очень шумно и оживлённо, все куда-то идут или чего-то ждут.
На причале толпятся не только люди, но и лодки, их здесь на любой вкус, красивые стилизованные кораблики - точки общепита.
 
Был в Стамбуле и не съел балык экмек, считай, что не был)) Ну, а мы, если уж оказались около Галатского моста, решили не допускать такой оплошности.

Мы поели балык экмек в нижнем ярусе Галатскоо моста, рыба была сочной, булка мягкой, в общем и целом - один раз можно попробовать)

Вечерело и нам уже хотелось отдохнуть, поэтому решили двигаться к трамвайной остановке, чтобы уехать в аэропорт. Шли чуть ли не по звёздам), потому что с бумажной картой в стамбульских переулках сложно разобраться, но интуиция нас не подвела и мы пришли к остановке Чемберлиташ.
Прошли через Египетский базар, заодно прикупив некоторое количество любимого лукума:)
 
По дороге около входа в торговые ряды Гранд Базара встретился памятник продавцу тканей:

На остановке пополнили карту, сели на трамвай и добрались до аэропорта.

У нас было достаточно времени до вылета мы воспользовались одной из "плюшек" Турецких авиалиний - бесплатным питанием при стыковке длительностью более четырёх часов. Для получения талонов на еду нужно подойти к стойкам Turkish Airlines, сообщить о своём намерении получить эти талоны, просят показать посадочные.
Мы ели в кафе с нормальной едой, называлось оно Turcuisine (но поесть по этим талонам можно было ещё в трёх точках общепита с фастфудом). 
Нам дали по горячему блюду и напитку, всё можно выбрать, было очень вкусно, но риса на раздаче не жалели))

После горячего ужина время до посадки пролетело быстро, вскоре мы попрощались с ночным Стамбулом.
В Стамбуле нам было интересно, но для себя я сделала вывод, что большие по времени стыковки нужно делать по пути "туда", при возвращении не остаётся моральных и физических сил, чтобы что-то ещё смотреть.
Источник, использованный при написании отзыва:
-Соколов Глеб Иванович. Дельфы. - М. : Искусство, 1972.
Поблагодарить можно разными способами
1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер
Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.
|