Аванте-НН
Самостоятельные путешествия

Пешие прогулки по Рождественской и не только

Часть 1. Нижний Новгород. Улица Рождественская. От площади Маркина до Благовещенс...
Часть 2. Нижний Новгород. Улица Рождественская. От площади Маркина до Скобы и обр...
Часть 3. Нижний Новгород. День улицы Рождественской - фоторепортаж с праздника...
Часть 4. Нижний Новгород. В закоулках и на набережной: улица Черниговская, Ромода...

часть 4

Нижний Новгород. В закоулках и на набережной: улица Черниговская, Ромодановский вокзал, Мельничный переулок

Дата события: 20.09.2015

В тот день, когда улица Рождественская отмечала свой праздник, мы успели заглянуть ещё в один любопытный уголок города. А заехали мы на улицу Черниговскую, которая находится совсем рядом с парадно-красивой и известной всем Рождественской, но до которой доберётся редкий турист), да и горожане без дела сюда нечасто заглядывают. Свернув с Канавинского моста направо, мы не поехали по привычной дороге - опять направо, под мост и на Нижне-Волжскую набережную, а проехали прямо. Эту улицу мы все видим, когда едем по Канавинскому мосту в сторону нагорной части:

Нижний Новгород

Мы хотели посмотреть - что и как у метромоста, знакомые рассказали, что там есть место для отдыха почти как за городом. Едем прямо по Черниговской, слева, на горочке, - Алексеевская церковь Благовещенского монастыря:

Нижний Новгород

Черниговская, сейчас тихая и подзаброшенная улица, сто с небольшим лет назад была очень даже презентабельной и оживлённой Нижне-Окской набережной, ещё раньше её называли Благовещенской набережной, с красивыми домами и респектабельными жильцами - купцами, чиновниками, владельцами магазинов и гостиниц.

Нижний Новгород, ул. ЧерниговскаяНижний Новгород

Эта улица-набережная, расположенная на правом берегу Оки, была создана в Благовещенской слободе в 30-х годах XIX века после принятия в 1824 году генерального плана развития Нижнего Новгорода архитекторов А. Бетанкура и В. Гесте и более поздней, 1834-1842 годов, программы градостроительного переустройства И.Е. Ефимова и П.Д. Готмана. Эти планы предусматривали, в том числе, и возведение только каменных домов на Рождественской и на набережной Оки - был учтён печальный опыт многочисленных пожаров, уничтожавших деревянные дома, один из которых - в 1836 году - не оставил после себя практически ни одной деревянной постройки в Благовещенской слободе.

Благовещенская слобода изначально была отдельной и обособленной городской территорией, но в конца XVIII века она уже вошла в состав Нижнего Новгорода. Вслед за рельефом местности, строительство домов здесь велось линейно, на узкой полосе вдоль линии берега и немного на откосе, до резко поднимающихся вверх склонов холмов, изрезанных сетью оврагов.

Для обустройства улицы власти города выделили немалую сумму - около 180 тыс. рублей, надзор за строительством осуществлял инженер Дмитриев. Интересно, что для поднятия берега Оки использовали землю, которую выкапывали при прокладке Похвалинского съезда, рачительные строители были в то время. Любопытно, что Нижне-Окская набережная была построена раньше, чем Нижне-Волжская.

Автором проектов многих домов, возводимых на нынешней улице Черниговской, был первый городской архитектор Нижнего Новгорода Георг Иванович Кизеветтер. Один из воплощённых в жизнь проектов Г.И.Кизеветтера - дом А.И.Вяхирева (1838-1839), №12 по улице:

Нижний Новгород, ул. Черниговская

При изучении истории этой улицы мне показалось удивительным, что в то время перед возведением каждого капитального здания необходимо было получить высочайшее утверждение проекта лично императором. Мало того, что сам процесс постройки каменных домов небыстрый, да ещё и эта процедура высочайшего утверждения, потому иногда строительство затягивалось надолго, но зато строили на века. Ещё бы и потомки бережно относились к этому наследию...

Также над обликом улицы работали такие архитекторы, как Н. И. Ужумедский-Грицевич, А. Л. Леер, А. Е. Турмышев, И. Е. Ефимов. Усадьба купцов Щукиных (дом №15), 1820 год, архитектор И.Е Ефимов:

Нижний Новгород, ул.Черниговская

Состоятельные горожане строили свои дома и усадьбы, даже если у них не всегда хватало на это средств - многие брали деньги на постройку в кредит в надежде на будущие прибыли, например, от гостиницы или магазина. Иногда эти надежды не оправдывались и ещё несостоявшиеся владельцы продавали свою недвижимость другим, более удачливым, предпринимателям.

В итоге к концу XIX - началу XX века улица Черниговская представляла собой сложившийся архитектурно-промышленный комплекс, здесь были доходные дома, гостиницы, крупные промышленные производства. Тогда, в отличие от сегодняшних дней, на Черниговской было шумно и многолюдно, тут находились причал для судов,

Нижний Новгород

соляные и хлебные пристани, железнодорожный вокзал. У берега Оки швартовалось много судов, особенно во время проведения Всероссийской ярмарки (ведь эта набережная находится на противоположном берегу Оки как раз напротив Ярмарки), извозчики развозили прибывших пассажиров с одной из больших стоянок в городе по разным районам.

По утверждениям учёных, до сего дня Черниговская в целом сохраняет тот же вид, который был у неё в конце XIX века, хотя время, конечно, прошлось по ней неумолимым катком, многое снесено, многое переделано, большинство домов - в неприглядном виде(:

Нижний Новгород, ул.ЧерниговскаяНижний Новгород, ул. ЧерниговскаяНижний Новгород, ул. ЧерниговскаяНижний Новгород, ул. Черниговская

Есть, конечно, и отреставрированные дома, такие, как мини-гостиница Бейкер-Стрит:

Нижний Новгород, ул. Черниговская

Но таких фасадов на улице единицы.

Мы проехали до Казанской площади, где стоит здание Ромодановского вокзала:

Нижний Новгород

Ромодановский вокзал был возведён в начале XX века (1900 - 1904) в классическом стиле.

Нижний Новгород, Казанская пл.
Ромодановский вокзал был конечной станцией линии Тимирязево - Нижний Новгород длиною в 272 версты. Строительство линии вело акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Своё название вокзал получил от села Ромоданово на севере Мордовии (или станция Тимирязево, с 1922 года - Красный Узел). Ромодановский вокзал несколько раз переименовывался - то в Арзамасский, то в Казанский. В 1913 году отсюда можно было доехать до Тимирязево, Лукоянова и Харькова, в 1937 году - до Харькова, Рузаевки и Арзамаса, а также в некоторые районы области. В 50-х годах XX века открывается новое направление - Казань, ставшее самым популярным на этом вокзале.

Нижний Новгород, Казанская пл.

Но постепенно значение Ромодановского вокзала падает, особенно после строительства в 1969 году Сартаковского железнодорожного моста через Оку, который соединил правобережные и левобережные участки железной дороги около Нижнего. После оползней 1974 года, когда один из них перекрыл участок от станции Мыза до Ромодановского вокзала, вокзал решили закрыть, участок путей до Мызы разобрали, здание вокзала стало разрушаться. С 1993 года Ромодановский вокзал был включён в число архитектурных памятников. Но новая жизнь у старого вокзала началась лишь после того, как в 2001 году здание выкупила компания по выпуску пластиковых карт и профинансировала кардинальную реконструкцию. Авторы проекта реконструкции Ромодановского вокзала - В.В.Зубков, Л.А.Зубкова, А.К.Бубнова, С.Ю.Любимов, И.Е. Кропивянская - очень бережно подошли к воссозданию облика старинного вокзала, тщательно изучили старинные фотографии и чертежи и в итоге за свою работу даже были награждены бронзовым дипломом XIII Международного фестиваля «Зодчество 2005».

Вокзал сейчас очень красив, единственное - его можно осмотреть только сквозь прутья забора, это теперь частная территория...

Нижний Новгород, Казанская пл.Нижний Новгород, Казанская пл.

Нижний Новгород, Казанская пл.

А рядом с Ромодановским вокзалом - новая городская достопримечательность, метромост:

Нижний Новгород, Казанская пл.

Строительство метромоста все горожане ждали долгие годы (проект был разработан ещё в 1987 году, строительство шло с 1992 по 2012) , ведь с его помощью теперь можно доехать на метро от Московского вокзала до площади Горького всего за 5 минут, минуя ненавистные пробки.

Нижний Новгород

По первоначальному плану это был только метромост, но позже проект изменили, мост стал совмещённым - для проезда автомобилей построили верхнюю часть с двумя полосами в каждом направлении.Нижний Новгород

Сооружение хоть и не рекордных размеров, но всё равно впечатляет. Ширина моста - 18 метров, длина автомобильной части - 1 км 344 м, метропроезда - 1 км 234 м.

Нижний Новгород

Помню, как мы наблюдали за укладкой перекрытий моста через Оку, иногда казалось, что очередной пролёт промахнулся и не попадает на опору)). Но всё закончилось благополучно, все пролёты легли в предназначенные им места на опорах, метромост стал ещё одним связующим звеном между нагорной и заречной частями города.

Нижний Новгород

Вид на Ромодановский причал и метромост:

Нижний Новгород

Вот, собственно говоря, и та набережная, на которую мы приехали посмотреть:

Нижний Новгород

Не сказать, что очень уютное местечко, скорее, подходит для пешей прогулки, чем для посиделок с шашлыками (хотя несколько кострищ на бетоне видели). Зато отсюда интересные и непривычные виды на противоположный берег Оки. Цирк:

Нижний Новгород

Метромост, остров Гребнёвские пески и немного площади Ленина:

Нижний Новгород

Молитовский мост:

Нижний Новгород

На обратном пути поближе посмотрели на те строения, которые остались от мельниц купцов Башкировых:

Нижний Новгород

Уже в XIX веке на Благовещенской набережной располагался большой промышленно-производственный комплекс, возведённый в 70-х годах XIX века по проекту архитектора Р.Я.Килевейна, включающий в себя торгово-мукомольное предприятие торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями» (после смерти отца, основателя торгового дома, эта мельница стала принадлежать младшему из его сыновей, Матвею), жилые дома для рабочих и служащих, складские помещения. На рубеже XIX - XX веков мельницы М.Е. Башкирова были одним из самых крупных промышленных предприятий Нижнего Новгорода. Конечно, до наших дней мельницы дошли совсем не в первозданном виде (хотя само предприятие работало по своему прямому назначению больше сотни лет), плюс в XX веке были внесены значительные изменения в их архитектурный облик - на месте бывшего корпуса мельницы Башкировых в конце 70-х годов XX века был возведён бетонный элеватор и рабочая башня:

Нижний Новгород, ул.Черниговская

Элеватор:

Нижний Новгород, ул.Черниговская

Рабочая башня:

Нижний Новгород, ул.Черниговская

Несмотря на то, что мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями» - объект культурного наследия, все здания находятся в жутком состоянии, кажется, что после строительства метромоста никому до них нет дела. Хотя нет, некоторое время назад Законодательным собранием Нижегородской области часть построек комплекса были исключены из списка объектов культурного наследия и весной 2015 года ретивые реконструкторы снесли два бывших склада (лабаза)...

Также в прошлом году разрабатывался проект «Благовещенская слобода», который предполагал «строительство трех высотных жилых домов, гостиницы, административного здания, детского сада и собственной котельной с сохранением объектов культурного наследия мельницы Башкировых и общежития рабочих. При этом в рамках проекта подразумевается, что здание мельницы Башкировых также будет перестроено под жилые квартиры». Естественно, проект вызвал протесты со стороны защитников города. Пока новостей по проекту нет, так что мы по-прежнему любуемся на пустые глазницы окон мельниц Башкировых.

Нижний Новгород, ул.Черниговская

Нижний Новгород, ул.Черниговская

Проедем немного дальше и свернём с Черниговской вправо, в Мельничный переулок:

Нижний Новгород

В Мельничном переулке осталось меньше половины тех домов, что стояли здесь сто лет назад.

Нижний НовгородНижний Новгород

В конце переулка - два новых дома, хорошо вписавшихся в облик стариннного уголка города.

Нижний НовгородНижний Новгород

Самая интересная сохранившаяся постройка в Мельничном переулке - дом №3, бывшая усадьба М.Водовозовой-М.Солина, скрывающаяся за каменным забором:

Нижний НовгородНижний Новгород

Нижний Новгород

Думаю, что даже ничего не понимающий в архитектуре человек удивится такому необычному дому на нижегородской улице. И немудрено - особняк, который приобрёл Степан Петрович Солин, желнинский рыботорговец и владелец речного флота, совсем не похож на изначально купленный небольшой скромный дом купчихи Водовозовой, потому что его сын, Михаил Солин, кардинально переделал его в такой небольшой итальянский дворец с лепниной над арочными окнами второго этажа,

Нижний Новгород

с изящными деталями,

Нижний Новгород

красивыми входными порталами, украшенными вазонами,

Нижний Новгород

и огромным балконом, с которого хозяин любовался видами Стрелки и Ярмарки:

Нижний Новгород

Когда-то территория около дома была ухоженной, во дворе бил фонтан, а сейчас всё заросло:

Нижний Новгород

После революции у дома было много хозяев, в том числе и отдел Чрезвычайной комиссии на водном транспорте. К концу XX века дом полностью обветшал, из него вынесли всё, что можно было вынести: дубовый паркет, печные изразцы, вазоны с парапетов... В 2000-х годах особняк купил один из нижегородских предпринимателей, по условиям продажи зданию необходимо было придать былой вид. Как пишут на местных ресурсах, предприниматель с жаром принялся за дело, вложил много средств в восстановление, отреставрировал главный дом, привёл в порядок территорию около него, но затем охладел к этой затее и теперь нарядное здание соседствует с разрушающимся каменным забором и зарослями вокруг...

Рядом с усадьбой Солина - живописные развалины ещё одного дома:

Нижний НовгородНижний Новгород

Пройдём выше, где Мельничный переулок упирается в стены Благовещенского мужского монастыря, это Андреевская церковь:

Нижний Новгород, Благовещенский монастырь

Основа здания - стены и своды - сохранились с XVII века.

Вход в сам монастырь с противоположной стороны, мы только пройдём по дорожке с южной стороны монастыря.Нижний Новгород, Благовещенский монастырь

Благовещенский мужской монастырь - ровесник Нижнего Новгорода, был основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским. Белокаменный архитектурный ансамбль монастыря на берегу Оки, который мы видим сейчас, сложился в XVII - XIX веках.

Справа - Успенская церковь:

Нижний Новгород, Благовещенский монастырьНижний Новгород, Благовещенский монастырь

Сергиевская церковь, построена на рубеже XVII и XVIII столетий:

Нижний Новгород, Благовещенский монастырьНижний Новгород, Благовещенский монастырь

Пятиглавый Благовещенский собор, возведён в 1649 году:

Нижний Новгород, Благовещенский монастырь

Справа - здание Нижегородской духовной семинарии:

Нижний Новгород, Благовещенский монастырь

Нижний Новгород

Фигура трубящего ангела на Нижегородской духовной семинарии:

Нижний Новгород

На склонах откоса рядом с Благовещенским монастырём осень полыхает яркими листьями клёнов:

Нижний Новгород

Нижний Новгород, Благовещенский монастырь

Дорожка по откосу:

Нижний НовгородНижний НовгородНижний Новгород

Несколько видов на заречную часть от стен Благовещенского мужского монастыря. Площадь Ленина:

Нижний Новгород

Канавинский мост и собор Александра Невского:

Нижний Новгород

Нижний Новгород

Можно даже увидеть «Седьмое небо»)):

Нижний Новгород

И снова - возвращаемся на Черниговскую, едем к Речному вокзалу, участвовать в празднике улицы Рождественской.

Нижний Новгород

На Черниговской не покидали мысли о контрастах, ведь на улице такая прекрасная архитектура и такое явное отсутствие должного ухода за памятниками старины. Жаль, что у руководства города не доходят руки до реставрации этого красивого места в городе, с каждым годом разрушения всё значительнее, восстановливать потом будет непросто(((. А ведь улица могла бы быть не менее привлекательной для туристов, чем такая близкая Рождественская...

А пока ситуация на улице Черниговской (да и во многих других местах города), к сожалению, подтверждает слова, сказанные ещё Екатериной II о Нижнем Новгороде во время своей поездки по Поволжью: «Город ваш ситуацией прекрасен, а строением мерзок».(

Источники, использованные при написании рассказа:

-«Достопримечательное место Благовещенская слобода» - http://www.opentextnn.ru/space/nn/oldnizhniy/vol5/?id=1815

-Сайт Благовещенского мужского монастыря - http://blagovmm.ru/

-«Благовещенский монастырь» - http://istina.ortox.ru/monastyri_eparkhii/view/id/1129245

-«Список объектов культурного наследия» - http://oldnn.info/ru/special/12

-Т. Кучерова. «Первый» среди «главных»: Георг Кизеветтер, первый городовой архитектор Нижнего Новгорода - http://www.opentextnn.ru/space/nn/?id=510&txt=1

-«Благовещенская слобода» - http://www.n52n.ru/shtml/legends/legends-010.shtml

-Д.Смирнов «Нижегородская старина». Изд.«Нижегродская ярмарка», 1995


Поблагодарить можно разными способами

1. Поискать дешевый билет на самолет
2. Прицениться и забронировать номер

Сервисы проверенные, мы сами ими пользуемся в путешествиях.

Отзывы и комментарии


| Римма
Лена! Мой любимый Нижний Новгород!!!! Классно! Интересно! Фотографии замечательные! СПАСИБО! Только очень жаль , что старина в запущенном состоянии....Буду рада твоим новым рассказам о Нижнем.
| Елена!
Римма, спасибо! Да, красивых, но неотреставрированных домов в Нижнем ещё много. Остаётся надеяться, что порядок будут наводить не только в самом центре, но даже и в стороне от него.

| Сергей Сипатов
Спасибо автору материала!!! Было бы интересно узнать его имя.

| Виктория
Мой любимый Нижний Новгород! Классно! Познавательно! Про вокзал вообще супер,я слышала про Казанский вокзал, но не знала где он находился.Как мало мы знаем о родном городе. Нижне -Окская набережная Фотографии замечательные! СПАСИБО!!!!! Только очень жаль , что старина в запущенном состоянии..

| Анастасия
Большое спасибо автору!
| Елена!
Анастасия, большое спасибо, очень приятно! Елена.

| Людмила
Большое спасибо! Хотелось бы связаться с автором. Просьба написать о возможности контактов на tri-medved@mail.ru

Благодарим за прочтение, будем рады получить ваш отзыв!

Защитный код



    Copyright © 2014 antey | Перепечатка материалов - только с разрешения администрации сайта.